• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Взрослым нужен организованный хаос: в Инобре нашли оптимальные «пропорции» курсов развития критического мышления — теперь их использует Яндекс

В вузах плохо развивают мягкие навыки и, в частности, критическое мышление: это подтверждено многими исследованиями. Есть курсы для взрослых, но нет ни внятных методик, ни подтверждений эффективности. Ученые из Инобра Тарас Пащенко и Александра Михайлова вместе с Луисом Фернандо Сантос Менесесом (на момент исследования постдоком Инобра) предложили оптимальную модель таких курсов в онлайн-формате, как наиболее подходящем для занятых на работе взрослых.

Взрослым нужен организованный хаос: в Инобре нашли оптимальные «пропорции» курсов развития критического мышления — теперь их использует Яндекс

© AI

«Мы проанализировали множество исследований, в которых выделялись особенности разных образовательных продуктов, направленных на развитие критического мышления. На их основе выделили особенности курса, который должен развивать критическое мышление у взрослых. Разложили по полочкам: что работает, что не работает, на что обратить внимание педдизайнеру, какое содержание отбирать, как лучше организовать обратную связь и т.д. Что делать нужно, а что не нужно, потому что есть и такие особенности курсов, которые замедляют развитие критического мышления. Уже после написания этой статьи по этой модели был запущен курс на Яндекс.Практикум, скоро сможем описать первые результаты», — рассказал Тарас Пащенко. 

Курс строится на решении слабоструктурированных задач — это один из подходов в рамках проблемно-ориентированного обучения. Разбор ситуаций, связанных с нехваткой информации, нечеткими данными, отсутствием очевидного подхода к решению и вообще единственно правильного решения. «В отличие от других форм обучения, это стимулирует непредубежденность, скептицизм, поиск истины и мышление в целом», — пишут авторы и рекомендуют задачи, связанные с политикой, социальной сферой, экономикой и вообще реальным миром, идеальным будет то, что связано со сферой работы обучающихся. 

Вот рецепт такого курса, рассчитанного на 8 недель: поменьше лекций, побольше дискуссий, мозговых штурмов, работы в малых группах. Размер группы должен быть таким, чтобы можно было обеспечить обратную связь каждому. Обязательно нужен синхронный контакт преподавателя и студентов. Преподаватель ставит открытые вопросы, не предполагающие готовых решений, он должен уметь управлять групповой динамикой и быть близко знакомым с проблемно-ориентированным подходом.

Статью опубликовал журнал «Thinking Skills and Creativity» (Elsevier), одно из наиболее авторитетных мировых изданий, профиль которого — исследования развития навыков мышления. Подробнее