Прививка от иллюзий: кружки и секции здорово прокачивают личность, но это не массовый эффект системы допобразования
Да, эффекты допобразования разнообразны и перспективны — на это работает и свобода для ребенка и педагога, и разнообразие форм, содержания и технологий. Ученые доказали, что занятия в кружках и секциях улучшают образовательные результаты в школе, повышают социальный статус учеников, снижают вероятность их асоциального поведения. Развивают настойчивость, дисциплину и самостоятельность, эмоциональную стабильность, самооценку и уверенность в себе.
Но исследования показывают, что лишь наращиванием количественных показателей в допобразовании ничего этого не добьешься. Сам по себе факт участия ребенка в любой программе допобразования ни к чему не приводит, подобрать именно «развивающий» кружок могут далеко не все. Чаще семьи делают выбор не из ожиданий результата, а чтобы обеспечить «камеру хранения», или потому, что детям нравится, или исходя из собственного опыта посещения кружков много лет назад. В силу этих и многих других причин действительно перспективные для развития кружки остаются не массовыми. «Достоинства дополнительного образования — добровольность участия, свобода выбора, отсутствие стандартов — создает одновременно и риски, потому что перекладывает ответственность на индивида. Отсюда и неравенство в сфере допобразования, и низкая отдача, — объясняет Сергей Косарецкий. — Государство добилось больших успехов в увеличении охвата, и на этом этапе прогресса важно не впасть в иллюзию, и искать способы повышать качество».
Чтобы сделать систему допобразования эффективнее, стоит перестать ориентироваться на формальные критерии «охвата», больше усилий вкладывать в просвещение родителей насчет возможностей кружков и осознанного выбора. Это можно делать, в том числе, и через школу. И, конечно, продолжать исследовать возможности дополнительного образования, поддерживая и масштабируя самые перспективные направления и форматы.