• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Скорая психометрическая помощь: летняя школа по измерениям в Ереване помогает «настраивать» школы в разных странах

Когда слышишь «Раш-моделирование» или «теория тестирования IRT», кажется, что это не проще ядерной физики, а уровень ученых, которые владеют этими премудростями, недостижим. А вот и нет: на летней школе психометриков Инобра в Ереване оказалось немало практиков образования, прежде далеких от искусства измерений. Они приехали осваивать новые для себя подходы и инструменты, чтобы улучшить системы образования в своих странах.

Скорая психометрическая помощь: летняя школа по измерениям в Ереване помогает «настраивать» школы в разных странах

На летней школе собрались исследователи и практики из Великобритании, США, Испании, Чили, Армении, Казахстана, Грузии и России, а их наставниками выступили крупнейшие психометрики из американских и китайских университетов. Школу организовали вместе с образовательным фондом «Айб» — постоянным партнером Инобра из Армении. По итогам недели в Ереване несколько слушателей школы стали студентами нашей магистратуры.


Как строить оценку

Хималькон Инчиарте, американец венесуэльского происхождения, выросший в Сиэтле, 10 лет проработал классным руководителем в школе. «Это была очень приятная работа, но меня беспокоили оценки с высокими ставками в конце каждого учебного года. Я понимал, что они не слишком точные, и думал, что мог бы лучше подготовить своих учеников к экзаменам, если по-настоящему понять, как эти оценки выставляются». Так Хильмакон углубился в тему психометрики и поменял работу в школе на позицию исследователя в Калифорнийском университете в Беркли.

Хильмакон признаётся, что не скучает по школе, потому что часто приходит в классы и разговаривает с учителями: «Хотя я ушел из школы, наверное, три года назад, проблемы, о которых говорят учителя сегодня — это те же проблемы, которые были у меня, когда я еще преподавал».

«Я приехал на летнюю школу, чтобы понять, как мы можем использовать модели IRT для оценки читательской грамотности у детей. В частности, среди двуязычного населения США: в стране много латиноамериканцев, которые растут двуязычными. Если мы лучше поймем, как билингвы учатся читать и писать, то сможем настроить для них обучение, а у педагогов будет больше информации, как лучше поддержать учеников, — рассказывает Хильмакон. — Летняя школа была потрясающей, огромное количество информации за очень короткое время, но наши инструкторы сделали все возможное, чтобы помочь нам усвоить ее».


Беженцы и стихийные бедствия 

Джорджи Биллингс из Кембриджа — тоже бывшая учительница: она работала в британской средней школе, преподавала английский, потом перешла в министерство образования, а сейчас занимается международными проектами. «Что действительно привлекает меня в моей работе, так это то, что постоянно меняется контекст. Иногда я работаю в условиях чрезвычайных ситуаций: беженцы, стихийные бедствия и т. д. Например, сейчас мы работаем с лагерем беженцев в Бангладеш с 1 миллионом человек, многие из которых даже родились там. Мы пытаемся помочь их школам измерять образовательные результаты, чтобы у людей было доказательство того, что они получают образование даже в таких ситуациях».

Джорджи признается, что она «определенно не психометрик: в моей организации есть настоящие специалисты по психометрике, которые, как правило, занимаются чистой наукой и работают над крупномасштабными программами тестирования. Я только пытаюсь применить некоторые из психометрических знаний в реальных условиях, но, в отличие от исследователей, могу быстрее подстраиваться под реальные проекты как практик.

Здесь, на летней школе, у меня был синдром самозванца! Я много готовилась, чтобы подтянуть математическую часть, потому что у меня нет такого образования: мне было важно изучить  многофасетный анализ (метод, позволяющий понять, насколько согласованными были оценки экспертов, кто завышал, а кто занижал баллы относительно остальных). И благодаря школе я поняла, как его использовать. Летняя школа в Ереване вдохновляет!».


На пути к национальному опроснику

Ксения Турсунбаева и Андрей Щербаков приехали из Астаны: они представляют Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и Национальный центр исследований и оценки образования «Талдау». Они создают инструмент оценки потенциально низкой успеваемости учащихся — опросник, который смогут использовать учителя в школе. 

«Ничего о Раш-моделировании я вообще не знала, но теперь уже четко понимаю, как его можно применить. Другой вопрос, что для этого потребуется очень много ресурсов, но у меня, определенно, появилась база и видение новых перспектив в работе», — рассказывает Ксения. «В следующем году мы начинаем масштабные тестирования образовательных достижений учащихся по всей стране, и в нашей организации очень не хватает специалистов, которые знают как правильно построить тесты и как их анализировать с точки зрения статистики. Всё, что мы изучали на летней школе, абсолютно новая область для меня, но я вижу, что мне читать дальше, что дальше изучать», — добавляет Андрей.

Ксения Турсунбаева давно знакома с работой Инобра: «Впечатляют масштаб и серьезность ваших исследований. Мы давно сотрудничаем с Центром общего и дополнительного образования имени Пинского и другими лабораториями, а с психометриками взаимодействовали впервые. И увидели огромные возможности для коллаборации и нетворкинга».

Кстати, благодаря летней школе и Ксения, и Андрей стали студентами магистратуры Инобра «Обучение и оценивание как наука».


Все флаги в гости к нам

В рамках двух треков летней школы ее преподаватели, крупнейшие мировые эксперты в области измерений, остановились на самых сложных темах психометрики. О многофасетном анализе рассказывала профессор Wilbur Wright College Лидия Добриа: этот способ позволяет одновременно свести к минимуму ошибки измерения, оценить качество заданий теста и степень строгости экспертов. Последнее важно для справедливости оценивания, поскольку помогает добиться сопоставимости оценок. 

Второй трек был посвящен моделям когнитивной диагностики (CDM). Они позволяют не просто получить общую оценку по тесту, а разложить ее на компоненты, соответствующие заложенным в тесте когнитивным операциям. Преподаватель трека — профессор Джимми де ла Торре из Университета Гонконга — один из авторов и популяризаторов моделей когнитивной диагностики.

Занятия проходили на территории школы образовательного фонда «Ayb». Это образовательный фонд и школа для одаренных детей в Ереване, главный принцип которой — прозрачность, что рифмуется с ценностями психометрической школы.

Подробнее о Центре психометрики и измерений в образовании

В Инобре есть единственная в своем роде магистратура, в которой готовят психометриков, а также тех, кто умеет настраивать обучение инструментами нейронаук. Подробнее о программе «Обучение и оценивание как наука»