Свобода лучше несвободы: опыт и профессия родителей влияют на самостоятельность детей
Материалом послужил опыт семей во время пандемии: Мария Добрякова, Елизавета Сивак и Олеся Юрченко изучили практики 38 семей из 9 регионов. «Мой сын/дочь ничего не могли сделать без меня, я должна была напоминать и помогать», — одна из самых распространенных жалоб мам школьников (в большей степени вопросами обучения занимались мамы). Исследование показало, что представители «рутинных» профессий просто старались копировать знакомые школьные практики, то есть принуждали и досконально контролировали: чем занимаются дети, вовремя ли подключились к онлайн-уроку и загрузили ли домашку. «Рутинные» профессии — это специальности, связанные с монотонным трудом (не только ручным), с выполнением каких-то стандартных процедур и задач. Например, бухгалтерский учет, ввод данных оператором или работа на конвейере. Это может быть юрист или повар — если в работе этих конкретных родителей нет требуется гибкости и творчества. Нет необходимости в проактивности в работе — это отразилось и на организации домашнего обучения.
«Нерутинные» профессии — стандартно это управленческие, технические и творческие специальности (юриспруденция, медицина, наука, инженерия, маркетинг, дизайн и пр.). Но важно не название профессии, а что человек реально делает и как воспринимает свою работу. Рутинной может оказаться и работа юриста, и медсестры, и маркетолога. Нерутинная же работа требует решения нестандартных задач, ее невозможно выполнить без проактивного подхода. И «нерутинные» по своему профессиональному опыту родители привычно распространили этот подход на учебный процесс, предоставив школьникам больше самостоятельности. Они чаще говорили о поиске внутренней мотивации детей к учебе, изучили альтернативные способы организации занятий. А некоторые преимущества домашнего обучения хотели бы сохранить в дальнейшем: гибкий график, возможность расставлять приоритеты.
Один из выводов исследования — школьник, зажатый в тиски школьного контроля, не умеет учиться и испытывает стресс, когда контроль исчезает.
Подробнее
Карроль (Добрякова) Мария Сергеевна
Лаборатория проектирования содержания образования: Главный эксперт