Не время быть взрослым, или как понимает свою самостоятельность современная молодежь
Виктория Ерофеева, Александра Бочавер и Екатерина Цыганова провели серию интервью среди российской молодежи и выяснили, как формируется отношение к самостоятельности в процессе взросления, а также факторы влияния.
Ученые определили два ключевых аспекта: независимость, подразумевающую возможность самостоятельного действия, и волевую функциональность, то есть способность следовать личным ценностям и интересам.
Выяснилось — обе группы ассоциируют самостоятельность, прежде всего, с независимостью. Желание принимать собственные решения усиливается с возрастом, особенно у тех, кто переехал в другой город или живет отдельно от родителей. Это связано с необходимостью зарабатывать и брать ответственность за свою жизнь.
Однако нет универсального шаблона, как формируется самостоятельность. В некоторых случаях сначала развивается независимость, в других — волевая функциональность. Они также могут развиваться одновременно. Например, когда родители учат детей заботиться о своих внутренних ценностях, дети получают опыт независимого поведения и принятия самостоятельных решений.
Важным этапом на пути ко взрослой жизни становится принятие ответственности. Молодые люди из благополучных семей могут дольше оставаться в зависимости от родителей, в то время как менее обеспеченные вынуждены быстрее принимать взрослые обязанности.
Самостоятельность помогает процессу взросления и наоборот. Однако, резкий переход к независимой жизни может создать риски социальной дизадаптации. Исследователи утверждают, что оптимальное развитие происходит, когда подростки сохраняют тесные отношения с родителями, одновременно усиливая свою независимость.
Бочавер Александра Алексеевна
Центр исследований современного детства: Директор центра
Ерофеева Виктория Георгиевна
Департамент образовательных программ: Приглашенный преподаватель