• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Спешат уйти со школьного двора: в поисках большего заработка и свободы учителя все чаще выбирают путь фриланса

Сегодня профессиональный путь учителя выходит за рамки школьных стен. Сталкиваясь с выбором — оставаться в системе, где их труд часто недооценен, или искать новые возможности, педагоги все чаще задумываются над альтернативами официальному трудоустройству. На открытом семинаре ВШЭ по образованию эксперты рассмотрели профессиональные и жизненные приоритеты учителей на примере опроса педагогов, интересующихся репетиторством на маркет-плейсах и образовательных онлайн-платформах. Оказалось, что почти половина опрошенных уже покинули школу.

Спешат уйти со школьного двора: в поисках большего заработка и свободы учителя все чаще выбирают путь фриланса

© AI

Страшней всего — нагрузка в школе

Несмотря на официальное трудоустройство в школе, интересы педагога могут быть вне ее. Учителя часто ищут снижение школьной нагрузки, чтобы освободить время для подработки.

Учителя выбирают репетиторство и образовательные платформы из-за возможности управлять своим графиком и независимости. Онлайн-формат дает им больше комфорта и гибкости в рабочем ритме. Кроме того — помогает компенсировать недостаточный доход. Эти выводы согласуются с результатами нашего исследования. 

Зиньковский Кирилл Викторович
Департамент образовательных программ: Профессор

Исследование показывает, что учителя не удовлетворены из-за большой нагрузки в школе. Но изменение количества репетиторских занятий, в том числе онлайн, не влияет на их удовлетворенность рабочим графиком. 

Многие педагоги критически относятся к терминам «услуги» и «благо». Но когда они работают репетиторами, такое определение их не беспокоит. Если как репетиторы они предоставляют качественные услуги и довольны своей работой и зарплатой, то почему в школе ситуация иная?

Иванов Иван Юрьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Младший научный сотрудник

 

Педагоги являются высококвалифицированными специалистами, однако их оплата соответствует среднеквалифицированным кадрам. Такое расхождение можно назвать квалификационным разрывом. Этот дисбаланс влечет за собой риски неудовлетворенности жизнью и работой. Нам было неожиданно узнать, что работа репетитором и на онлайн-платформах воспринимается педагогами не как труд, а скорее как часть жизни.

Абанкина Ирина Всеволодовна
Департамент образовательных программ: Профессор

Оставаясь в профессии, педагоги воспринимают школу как стандартный труд, со всеми характерными для него требованиями и ограничениями. Другая часть профессиональной деятельности предоставляет им больше свободы: возможность самостоятельно настроить свою занятость, учитывая семейные обстоятельства и воспитание детей. Это приносит иное удовлетворение, позволяет сбалансировать рабочую и личную жизнь, а также снизить вероятность профессионального выгорания.

У школы появились конкуренты

Новые технологии и доступ к информации превратили образование в гибкий и разнообразный процесс. Множество незаполненных вакансий указывает на то, что учителя ищут альтернативные пути карьеры. Растет популярность «педагогического фриланса». Вместо большой нагрузки в школе, учителя выбирают контроль над своим графиком и деятельностью. Они хотят оставаться педагогами, сочетая работу в школе с деятельностью на онлайн-платформах.

Новые технологии и доступ к информации превратили образование в гибкий и разнообразный процесс. Множество незаполненных вакансий указывает на то, что учителя ищут альтернативные пути карьеры. Растет популярность «педагогического фриланса». Вместо большой нагрузки в школе, учителя выбирают контроль над своим графиком и деятельностью. Они хотят оставаться педагогами, сочетая работу в школе с деятельностью на онлайн-платформах.

Я педагог с двадцатилетним стажем и имею богатый опыт репетиторства. Работа учителя в классе и индивидуальное занятие с учеником — это две разные эмоциональные и профессиональные нагрузки. Преподавание в классе требует другого уровня подготовки и взаимодействия. В то время как репетиторство предоставляет невероятную свободу: возможность выбирать свой график, работать с мотивированными и талантливыми учениками. При этом подготовка к индивидуальным занятиям обычно менее трудоемка. Возможно, именно поэтому некоторые учителя не воспринимают репетиторство как полноценную профессиональную деятельность.

Холманская Марина Владимировна
Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования: Стажер-исследователь

Репетиторство помогает учителям не только зарабатывать, но и получать удовлетворение от успехов учеников. Возможно, поэтому многие педагоги видят в нем шанс профессиональной самореализации.

Некоторые исследования показывают, что занимаясь репетиторством учителя испытывают особое удовлетворение от педагогического труда за счет индивидуальных достижений своих учеников. Подготовка учеников к экзаменам на индивидуальной основе и гордость за их успехи дает учителям возможность почувствовать себя более ценными и признанными в профессиональном сообществе.

Белова Юлия Юрьевна
Кафедра экономической социологии: Доцент

Комфорт ученика на онлайн-платформе часто связан с тем, как ему было комфортно работать с учителем. Нет строгой зависимости и штрафов за результаты. Но сложно сказать, кто больше помог ученику — школьный учитель или репетитор. Многие исследования это подтверждают.

Возможно, учителям все сложнее находить форматы взаимодействия с детьми в классе, и они находят удовольствие только в работе с малыми группами или индивидуально. Однако это может быть связано и с тем, что при работе вне школы педагог более сфокусирован на процессе и меньше подвержен формальному контролю. Большой проблемой является отсутствие у учителей понимания альтернативных алгоритмов или программ заработка. Например, возможность быть руководителем методического объединения с определенным процентом оплаты.

Наталия Киселева
Заместитель директора Департамента образования города Москвы

Школьная администрация может предложить учителям дополнительные способы заработка через проекты или задачи. Важно показать учителям все пути увеличения дохода в школе, учитывая энергозатраты и влияние на личную жизнь, говорит Киселева.

Инструкция по выживанию

Педагогическая деятельность в школе не сводится только к проведению уроков. Это воспитательная работа, подготовка к занятиям, внедрение новых методик и технологий, взаимодействие с родителями. Если общество не ценит и не готово оплачивать этот труд, педагоги ищут другие пути.

В последние годы мы наблюдаем заявления о росте оплаты труда педагогов. Согласно данным Росстата, средняя заработная плата действительно увеличилась. Но если учесть темп инфляции и посмотреть на реальный доход, картина меняется. Ситуация такова, что инфляция растет быстрее. А репетиторство может принести педагогу равный или даже удвоенный размер его основной зарплаты.

Людмила Жукова
Доцент Института информационных бизнес-систем НИТУ МИСиС

Существует реальная необходимость выравнивать оплату труда педагогов по регионам, чтобы уменьшить заметные различия в зарплатах. Людмила Жукова привела пример Московского и Кировского физмат лицеев. Оба лицея имеют схожее число победителей международных олимпиад по математике за последние пять лет. Однако разница в официальных зарплатах педагогов и финансировании этих лицеев очень велика.

Пока учитель получает 312 рублей в час, в то время как специалист в науке — 560 рублей, проблему не решить. Наша главная задача — установить оплату учителям в соответствии с их квалификацией за час, проведенный в школе. Нужно определить, что именно входит в этот час. Работа в школе включает в себя не только проведение уроков.

Абанкина Ирина Всеволодовна
Департамент образовательных программ: Профессор

Эксперты подчеркивают, что система должна способствовать развитию учителей, а не выталкивать их в поисках дополнительного дохода вне школы. В этом помогут гибкий график, доступ к ресурсам и административная поддержка. Также важно пересмотреть оценочные критерии, учитывая реальную обстановку в школах и удовлетворенность педагогов.

 Запись семинара

Семинар 03.10 (PDF, 569 Кб)