• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Рублем и мечом: Екатерина Шибанова проанализировала, как внедряется политика нового государственного управления в российском высшем образовании

С 80-х годов многие страны внедрили рыночные механизмы в высшее образование, стимулируя конкуренцию и устанавливая стандарты качества. При распределении средств основным критерием стала эффективность, направленная на снижение затрат и повышение результативности. Этот подход называется «новым государственным управлением».

Рублем и мечом: Екатерина Шибанова проанализировала, как внедряется политика нового государственного управления в российском высшем образовании

© Екатерина Маслова

Екатерина Шибанова в своих научных работах исследовала применение этой системы в России. На основании ряда публикаций она успешно защитила кандидатскую и получила степень PhD в Миланском политехническом университете по программе двойных дипломов нашего института.

Россия стала переходить к новому государственному управлению в 2010-х, когда в ответ на низкое качество образовательных услуг правительство ввело мониторинг эффективности вузов и финансирование по результатам.

Проект 5-100 стал главной инициативой в образовании с крупными инвестициями. Екатерина подтверждает его успех: за 6 лет участники увеличили публикации на 262 в среднем и достигли эффективности в 82%. Хотя вузы из контрольной группы показали схожие показатели, темпы роста у участников проекта были выше.

В условиях жесткой конкуренции многие университеты активно инвестировали в развитие и успешно реализовали свои стратегические планы. Этот процесс в научном сообществе называют «эффектом конкурса красоты».

Введение нормативно-подушевого финансирования активизировало борьбу за таланты, усилило научную деятельность и интернационализацию. Но итоги реформы во многом определялись статусом и местоположением вуза. Основную выгоду извлекли крупнейшие университеты Москвы и Санкт-Петербурга, что усиливает риски дисбаланса.

Екатерина Шибанова подчеркивает, что автономия университетов, в частности их финансовая независимость, влияет на продуктивность и эффективность. Однако существует разрыв между формальным статусом автономного вуза и реальными возможностями его самоуправления.

Поздравляем Екатерину Шибанову со степенью кандидата наук!