Диссер в тему: релевантный опыт помогает аспирантам защищаться почти на треть чаще
До некоторой степени решить проблему поможет правильный подбор кандидатов и оценка их предыдущего опыта, считают Светлана Жучкова и Сауле Бекова. Они проанализировали данные опроса около тысячи выпускников аспирантуры, которые завершили обучение после 2013 года, когда аспирантура стала частью системы высшего образования.
Данные выборки
представители социальных наук
инженерных и технических
математики и естественных наук
гуманитарных наук
образования и педагогики
учились в ведущих университетах
по очной форме обучения
на бюджетном месте
«Сегодня мы хорошо понимаем, как аспирантские программы влияют на карьеру, но нам мало известно о том, с каким опытом и знаниями аспиранты приходят в аспирантуру и насколько они связаны с успехом в защите», — объясняют выбор темы авторы.
Ученые выяснили, что исследовательский опыт в области, связанной с темой диссертации, увеличивает шансы на получение степени больше чем на четверть, в то время как учебные достижения и исследования вне темы не влияют на результат.
Вместе с тем, недостаток релевантного опыта можно компенсировать вовлеченностью научного руководителя, поскольку она удваивает шанс защититься. Поддержка кафедры добавляет к вероятности защиты еще 55%.
Ожидаемо, что аспиранты с академическими интересами защищаются чаще, чем те, кто мотивирован только социальными выгодами, такими как отсрочка от армии или жилье в общежитии. Для последних вероятность успешной защиты ниже на 39%.
Эксперты рекомендуют начинать взаимодействие с потенциальными аспирантами заранее, предлагая программы, где студенты начинают работать над исследованием еще в магистратуре. Такой подход успешно используют университеты США, Европы, Китая и некоторые российские вузы, включая наш институт, где создан трек «магистратура-аспирантура».
Бекова Сауле Каэржановна
Лаборатория исследований студенческого опыта: Научный сотрудник
Жучкова Светлана Васильевна
Центр социологии высшего образования: Научный сотрудник