Цифровая жизнь Бенджамина Блума: толька та трансформация школы чего-нибудь стоит, которая меняет классно-урочную систему
Блум считал, что для 90% ребят способность к учебе — это скорее показатель темпа обучения. В школе оценки по математике часто соответствуют результатам тестов на способности. Но если заниматься с репетитором, который подбирает методы индивидуально, успеваемость выше.
Конечно, школы всегда видели пользу подхода Блума, но не спешили внедрять из-за сложности управления. Только благодаря новым цифровым платформам, привычная классно-урочная система стала меняться кардинально. Так считают Александр Уваров и Григорий Водопьян, которые предложили критерии для оценки цифровой трансформации школ, основанные на идеях результативного подхода.
По мнению экспертов, обновление школы невозможно без расширения хронотопа или «времени-места» образовательного процесса. Если раньше школа контролировала результаты ученика только на уроках, то цифровая парадигма делает школу хабом для управления всем образованием ребенка.
Участие в соревнованиях по баскетболу, кружок по робототехнике, театральная лаборатория или поездка на каникулы в Грецию — все это встроено в траекторию развития ученика. А цифровые решения позволяют аккумулировать все данные и управлять образовательным процессом.
Мифический «усредненный» ученик перестает существовать. Если в классической школе все учатся по единому плану и ритму, то в цифровой — у каждого свой темп. Если школьник не освоил одну тему, то он не сможет приступить к другой. Именно такое обучение называют Mastery-based Learning или результативным обучением.
Цифровая трансформация школ — перспектива не ближайшего будущего. Сейчас лишь треть готова её воспринимать как реальность. Требуются весомые педагогические исследования и разработки, чтобы показать жизнеспособную модель обновлённой школы, заявляют авторы.
Уваров Александр Юрьевич
Департамент образовательных программ: Профессор