• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Потемкинские деревни оценки качества образования

К 2022 году две трети российских университетов приняли документы о внедрении внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Однако качество и применимость этих локальных нормативных актов все еще на низком уровне.

Потемкинские деревни оценки качества образования

© AI

Исследователи Надежда Княгинина и Евгений Пучков проанализировали документы о ВСОКО 361 вуза и поделились результатами своей работы на семинаре в НИУ ВШЭ.

Проблема оценки качества заключается в «перекосе» исследовательского фокуса: большинство университетов оценивают своих студентов (85%) и сотрудников (75%) и намного реже интересуются анализом образовательного процесса (31,3%) в целом, еще реже оцениваются выпускники и их карьерные траектории (3%).

Анкеты и опросы — любимые способы оценки в российских университетах. Традиционные инструменты оценки тоже никуда не делись — аттестации, конкурсы портфолио и педагогического мастерства — активно применяются. Однако современные методы оценки, основанные на объективных данных и показателях, используются крайне редко.

Результаты внутренней оценки не становятся причиной для принятия конкретных управленческих решений в большинстве вузов. 80,61% организаций результатом оценки считают написание отчета, который «идет в стол». Две трети университетов заявляют, что вносят изменения в работу, но не уточняют какие изменения и как вносятся. Только 19,39% вузов указывают, что принимают кадровые решения на основе результатов оценки. Исследователи делают вывод, что оценка проводится в первую очередь для отчетности, а не повышения качества работы.

Докладчики также оценили «полноту» процедур оценки в документах. Работающий документ ВСОКО должен отвечать на три вопроса: «кто, когда и как оценивает?». Только 99 (!) из 3129 исследованных процедур оказались полными, что говорит о низком уровне качества самих документов и может говорить о том, что описанные в них процедуры не реализуются на практике.

В 2022 году наличие ВСОКО стало одним из показателей, которые учитываются при получении государственной аккредитации и в аккредитационном мониторинге. Эксперты Института образования прогнозируют вторую волну появления таких же «формальных» документов ВСОКО в университетах.

Запись семинара