Скажи мне кто твой друг, и я скажу куда пойдет учиться твой ребенок: чем больше знакомств у семьи и чем выше статус этих знакомых – тем выше образовательные ожидания от детей
Анализ показал, что широта сети, и особенно качество круга общения имеет значение для образовательных притязаний. Чем выше статус людей в круге общения родителей, например если там есть адвокаты или топ-менеджеры, тем чаще семья ожидает, что их ребенок получит образование уровня магистратуры, второе высшее или даже аспирантуру.
Однако для более массовых уровней образования, бакалавриата и специалитета, связь с качеством социальных связей практически не прослеживается. Большинство опрошенных семей, 37 процентов, вне зависимости от состава круга общения ожидают, что их дети получат именно бакалавриат или специалитет.
Авторы пишут, что данных не хватает, чтобы говорить о прямой связи между социальным капиталом семей и планами после 9-го класса. Тем не менее, семьи с более статусным окружением чуть чаще хотят, чтобы дети шли в лицеи и гимназии.
Круг общения может компенсировать нехватку денег или образованности родителей. Например, если семья не богата или родители не очень образованные, но есть полезные связи, это важный источник нужной информации и мотивации для ребенка. Социальный капитал уступает по значимости факторам материального положения и образовательного уровня семей, но может быть дополнительным усилителем различий в ожиданиях.
В среднем экономический, культурный и социальный капитал, как правило, концентрируется в одних и тех же семьях: наличие одного типа капитала связано и с получением другого. А концентрация всех этих ресурсов несет риск еще большего расслоения в высшем образовании, резюмируют авторы.
Авторы выпуска: Сергей Малиновский, Екатерина Шибанова, Дарья Щербакова, Ольга Бородай, Евгения Рыбакова, Анна Борзых.
Подробнее
Малиновский Сергей Сергеевич
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заместитель заведующего лабораторией
Шибанова Екатерина Юрьевна
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Научный сотрудник