• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Аршином общим не измерить: учителя, родители и эксперты разошлись в представлениях о качестве школьного образования

У россиян очень разные представления о том, что такое качественное школьное образование — все зависит от того, кем они работают и с кем общаются. Это показало исследование Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, которое обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию.

Аршином общим не измерить: учителя, родители и эксперты разошлись в представлениях о качестве школьного образования

© AI

Исследователи проанализировали более 70 научных работ и провели интервью с учителями, родителями, чиновниками, экспертами и журналистами, чтобы выяснить, как разные группы понимают «качество образования». Результаты показали, что это понятие остается размытым, а запросы на качество — неконкретными.

То, как отвечали участники исследования, зависело от их профессии и опыта. Учителя и директора школ оценивали успехи учеников, учитывая и свой вклад в улучшение образования, и чаще говорили про свою школу, а не всю систему. Те, кто напрямую не связан с образованием, в основном жаловались на его недостатки.

Родители предлагали оценивать школы не только по оценкам и достижениям детей, но и по тому, насколько им комфортно учиться. Эксперты с опытом международных исследований смотрели на вопрос шире: они говорили о роли школы в социализации и приобщении к культуре, о том, как школьное образование влияет на жизненные пути выпускников и экономику страны в целом.

Была заметна и разница между регионами: в крупных городах давали более разнообразные ответы, связанные с мировыми трендами, а в небольших — опирались на опыт местных школ и своих детей.

Участники семинара согласились, что исследования ожиданий от школы важно продолжать, несмотря на всю пестроту мнений. И даже расширить подход — проанализировать высказывания в соцсетях, опросить учеников и выпускников.

Такой анализ поможет создать новую многофакторную оценку качества образования в дополнение к существующим стандартам ФГОС, которые сегодня больше ориентированы на запросы государства. А значит, есть возможность для более сбалансированного подхода, учитывающего мнения разных групп.

Запись семинара