Аршином общим не измерить: учителя, родители и эксперты разошлись в представлениях о качестве школьного образования
Исследователи проанализировали более 70 научных работ и провели интервью с учителями, родителями, чиновниками, экспертами и журналистами, чтобы выяснить, как разные группы понимают «качество образования». Результаты показали, что это понятие остается размытым, а запросы на качество — неконкретными.
То, как отвечали участники исследования, зависело от их профессии и опыта. Учителя и директора школ оценивали успехи учеников, учитывая и свой вклад в улучшение образования, и чаще говорили про свою школу, а не всю систему. Те, кто напрямую не связан с образованием, в основном жаловались на его недостатки.
Родители предлагали оценивать школы не только по оценкам и достижениям детей, но и по тому, насколько им комфортно учиться. Эксперты с опытом международных исследований смотрели на вопрос шире: они говорили о роли школы в социализации и приобщении к культуре, о том, как школьное образование влияет на жизненные пути выпускников и экономику страны в целом.
Была заметна и разница между регионами: в крупных городах давали более разнообразные ответы, связанные с мировыми трендами, а в небольших — опирались на опыт местных школ и своих детей.
Участники семинара согласились, что исследования ожиданий от школы важно продолжать, несмотря на всю пестроту мнений. И даже расширить подход — проанализировать высказывания в соцсетях, опросить учеников и выпускников.
Такой анализ поможет создать новую многофакторную оценку качества образования в дополнение к существующим стандартам ФГОС, которые сегодня больше ориентированы на запросы государства. А значит, есть возможность для более сбалансированного подхода, учитывающего мнения разных групп.
Запись семинара