Дела для них NEET: чтобы стимулировать успех молодежи в учебе и карьере, нужно развивать ее мягкие навыки
«Недостаток «мягких навыков» может загонять молодых людей в ловушку, — объясняет автор доклада Анна Зудина. — Он мешает найти работу или продолжить обучение. А чем дольше человек находится «вне игры», тем сильнее страдают его мотивация и самоорганизация. Вырваться из этого порочного круга без поддержки бывает очень непросто».
Основы полезных привычек и качеств закладываются еще в детстве. Нобелевский лауреат Джеймс Хекман с коллегами доказал: вложения в развитие личности ребенка дают значимую отдачу на протяжении всей жизни. Даже небольшие усилия по «прокачке» характера в юном возрасте могут принести человеку серьезные пользу и в карьере, и в личной жизни.
Сегодня 12% российской молодежи находятся в статусе NEET, что сопоставимо со средним уровнем по Европе. Среди главных факторов риска в России — отсутствие опыта работы и «корочки» об образовании. Выпускники вузов реже попадают в эту категорию, в целом риски попадания в категорию NEET оказываются выше для молодежи с невысокими уровнями образования.
Пандемия не вызвала в России значительного роста доли NEET-молодежи, как в других странах. Однако локдауны все же ударили по «мягким навыкам» и психологическому состоянию молодых людей. Ученые призывают учесть эти данные при разработке программ поддержки. «Мало обучить профессии — нужно развивать ответственность, любознательность, другие качества, нужные работодателям», — подчеркивает Зудина.
По мнению экспертов, хороший эффект могут дать обучающие программы с практикой на предприятиях, наставничество. Главное — обеспечить соотношение между требованиями рабочих мест и личными качествами молодежи, тогда они станут ее сильной стороной.
Запись семинара
Зудина Анна Алексеевна
Центр трудовых исследований: научный сотрудник