Хотите довольных студентов? Бросайте им интеллектуальный вызов
Исследователи изучили связь между удовлетворенностью студентов и уровнями развития мышления в соответствии с пересмотренной таксономией Блума. Эта таксономия выделяет шесть уровней когнитивных навыков: запоминание, понимание, применение, анализ, оценку и создание.
«Наше исследование показало значимую связь — чем чаще преподаватели давали студентам задания, требующие активации навыков мышления высокого уровня, тем более удовлетворенными своим образовательным опытом и вовлеченными они себя чувствовали», — комментирует ведущий автор работы Ирина Щеглова. При этом связи между удовлетворенностью и заданиями, ориентированными только на запоминание и понимание материала, обнаружено не было.
Однако результаты опроса выявили тенденцию — преподаватели гораздо реже дают студентам сложные задания, требующие анализа, оценки и креативности. «Многие, вероятно, опасаются перегрузить учащихся и получить негативные отзывы. Но наше исследование показывает, что как раз интеллектуальный вызов повышает удовлетворенность студентов», — поясняет Ирина Щеглова.
Такое развитие через вызов можно сравнить с тренировкой в спортзале: сначала новые сложные упражнения даются тяжело и вызывают дискомфорт. Но потом, когда прогресс становится заметным, чувствуешь прилив энергии и удовлетворения.
Авторы призывают преподавателей не бояться бросать студентам интеллектуальный вызов. Конечно, важно соблюдать баланс и постепенно усложнять задания, двигаясь от базовых навыков к высшим уровням мышления. Но в целом именно развитие критического мышления, умения анализировать и создавать новое в итоге дает студентам наибольшее удовлетворение от учебы.
Подробнее
Щеглова Ирина Александровна
Центр социологии высшего образования: Младший научный сотрудник