• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Хотите довольных студентов? Бросайте им интеллектуальный вызов

Развитие у студентов навыков мышления высокого порядка, таких как анализ, оценка и создание нового, значительно повышает их удовлетворенность учебным процессом. К такому выводу пришла международная команда ученых на основании данных опроса более 14 тысяч студентов бакалавриата из пяти американских университетов.

Хотите довольных студентов? Бросайте им интеллектуальный вызов

© AI

Исследователи изучили связь между удовлетворенностью студентов и уровнями развития мышления в соответствии с пересмотренной таксономией Блума. Эта таксономия выделяет шесть уровней когнитивных навыков: запоминание, понимание, применение, анализ, оценку и создание.

«Наше исследование показало значимую связь — чем чаще преподаватели давали студентам задания, требующие активации навыков мышления высокого уровня, тем более удовлетворенными своим образовательным опытом и вовлеченными они себя чувствовали», — комментирует ведущий автор работы Ирина Щеглова. При этом связи между удовлетворенностью и заданиями, ориентированными только на запоминание и понимание материала, обнаружено не было.

Однако результаты опроса выявили тенденцию — преподаватели гораздо реже дают студентам сложные задания, требующие анализа, оценки и креативности. «Многие, вероятно, опасаются перегрузить учащихся и получить негативные отзывы. Но наше исследование показывает, что как раз интеллектуальный вызов повышает удовлетворенность студентов», — поясняет Ирина Щеглова.

Такое развитие через вызов можно сравнить с тренировкой в спортзале: сначала новые сложные упражнения даются тяжело и вызывают дискомфорт. Но потом, когда прогресс становится заметным, чувствуешь прилив энергии и удовлетворения.

Авторы призывают преподавателей не бояться бросать студентам интеллектуальный вызов. Конечно, важно соблюдать баланс и постепенно усложнять задания, двигаясь от базовых навыков к высшим уровням мышления. Но в целом именно развитие критического мышления, умения анализировать и создавать новое в итоге дает студентам наибольшее удовлетворение от учебы.

Подробнее