• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Лонгитюд спешит на помощь: эксперты Инобра создают «дорожную карту» для преодоления школьной неуспешности

Успешность ребенка складывается из калейдоскопа факторов — особенностей личности, семьи и школы, а не только социально-экономического статуса. Это показало лонгитюдное исследование школьной неуспешности, результаты которого обсудили на открытом семинаре.

Лонгитюд спешит на помощь: эксперты Инобра создают «дорожную карту» для преодоления школьной неуспешности

«Некоторые результаты удивляют и контрастируют с тем, что мы предполагали. Например, дети из небольших населенных пунктов демонстрируют более высокий уровень саморегуляции обучения, чем дети в больших городах», — рассказывает Александра Бочавер. По словам эксперта, родители больше помогают детям организовать время и пространство для занятий, и таким образом компенсируют стартовое неравенство.

Обычно дети, которые ходят в детский сад, потом лучше учатся в школе. Но в этом исследовании такой закономерности не нашли. Исследователи связывают это с тем, что период детского сада среди участников исследования пришелся на пандемию.

Высокий культурный капитал и доход семьи остаются значимыми факторами. Дети из обеспеченных семей имеют больше возможностей посещать кружки, секции, заниматься с репетиторами. «Мы видим, что участие во внеурочной деятельности положительно связано с успеваемостью», — отмечает Сергей Косарецкий. Это объясняется расширением кругозора, развитием метапредметных навыков, повышением мотивации.

Тем временем уровень родительского стресса мало зависит от материального положения, но прямо влияет на благополучие детей. Если родители тревожны и подавлены, это негативно сказывается на состоянии и достижениях ребенка. Также видны гендерные различия: девочки лучше справляются самостоятельно, а мальчикам чаще требуется мамина помощь. Вероятно, девочки раньше развивают саморегуляцию, а мальчики больше ориентируются на внешнюю поддержку.

Исследование охватывает 55 школ Нижегородской области, более 4000 учеников, столько же родителей и около 500 учителей. Проект продлится до 2029 года, сочетая подходы психологии, социологии и педагогики. На основании этих данных ученые планируют разработать программы помощи отстающим школьникам.

Запись семинара >