Ученики они дрожащие, или право имеют? Путь к высокой мотивации учеников лежит через автономию и влияние на учебный процесс
Ученые выявили два типа педагогического взаимодействия: «жесткий фрейминг» с тотальным контролем и строгими правилами, и «мягкий фрейминг», дающий ребенку больше автономии и возможности влиять на учебный процесс. Именно второй подход, по мнению экспертов, ведет к высокой мотивации и вовлеченности учеников.
«Когда контроль сосредоточен в руках учителя, ребенок теряет инициативу и превращается в безвольный объект образовательного процесса, — комментирует Мария Добрякова. — А вот когда решения принимаются в диалоге, школьники ощущают себя активными участниками собственного обучения».
Исследователи провели аналогию между школой и компьютерными играми: в обоих случаях ключ к мотивации — в ощущении собственного «могущества» и возможности влиять на ситуацию. Статистика показывает: 37% подростков ходят в школу без удовольствия, но 75% из них — страстные геймеры.
«Отсутствие мотивации — как температура при болезни, сигнал о том, что организму чего-то не хватает, — поясняет Олеся Юрченко. — Если дать ребенку больше самостоятельности и права голоса, «температура» спадет».
Ученые советуют педагогам и родителям критически оценить степень контроля над учебным процессом. Совместная установка правил, конструктивная обратная связь вместо наказаний, учет мнения ребенка — эти шаги помогут раскрыть внутреннюю мотивацию и превратить «немотивированных» школьников в увлеченных искателей знаний.
«Будущее образования зависит от поддержки внутренней мотивации учеников, — подытоживает Мария Добрякова. — Важно дать детям возможность проявить инициативу и стать активными участниками образовательного процесса, чтобы они могли развиваться и мыслить самостоятельно».
Читать статью>
Карроль (Добрякова) Мария Сергеевна
Лаборатория проектирования содержания образования: Главный эксперт
Юрченко Олеся Викторовна
Департамент образовательных программ: Приглашенный преподаватель