• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Ученики они дрожащие, или право имеют? Путь к высокой мотивации учеников лежит через автономию и влияние на учебный процесс

Низкая учебная мотивация у школьников — не врожденная особенность, а следствие чрезмерного контроля со стороны учителей и родителей. Об этом пишут Мария Добрякова и Олеся Юрченко в новом выпуске журнала «Вопросы образования».

Ученики они дрожащие, или право имеют? Путь к высокой мотивации учеников лежит через автономию и влияние на учебный процесс

Ученые выявили два типа педагогического взаимодействия: «жесткий фрейминг» с тотальным контролем и строгими правилами, и «мягкий фрейминг», дающий ребенку больше автономии и возможности влиять на учебный процесс. Именно второй подход, по мнению экспертов, ведет к высокой мотивации и вовлеченности учеников.

«Когда контроль сосредоточен в руках учителя, ребенок теряет инициативу и превращается в безвольный объект образовательного процесса, — комментирует Мария Добрякова. — А вот когда решения принимаются в диалоге, школьники ощущают себя активными участниками собственного обучения».

Исследователи провели аналогию между школой и компьютерными играми: в обоих случаях ключ к мотивации — в ощущении собственного «могущества» и возможности влиять на ситуацию. Статистика показывает: 37% подростков ходят в школу без удовольствия, но 75% из них — страстные геймеры.

«Отсутствие мотивации — как температура при болезни, сигнал о том, что организму чего-то не хватает, — поясняет Олеся Юрченко. — Если дать ребенку больше самостоятельности и права голоса, «температура» спадет».

Ученые советуют педагогам и родителям критически оценить степень контроля над учебным процессом. Совместная установка правил, конструктивная обратная связь вместо наказаний, учет мнения ребенка — эти шаги помогут раскрыть внутреннюю мотивацию и превратить «немотивированных» школьников в увлеченных искателей знаний.

«Будущее образования зависит от поддержки внутренней мотивации учеников, — подытоживает Мария Добрякова. — Важно дать детям возможность проявить инициативу и стать активными участниками образовательного процесса, чтобы они могли развиваться и мыслить самостоятельно».

Читать статью>