• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Не утоляет все печали: ученые выяснили, как дополнительное образование связано с субъективным благополучием школьников

Занятия спортом и творчеством после уроков хорошо влияют на здоровье и общение школьников, но не обязательно делают их более довольными жизнью в целом. Такие выводы представили эксперты в сборнике «Современная аналитика образования», который обобщает последние исследования о факторах благополучия учеников

Не утоляет все печали: ученые выяснили, как дополнительное образование связано с субъективным благополучием школьников

По данным ученых, спортивные секции помогают подросткам развивать навыки командной работы и эмоциональную сферу, особенно если речь идет о командных видах спорта с групповыми тренировками. Занятия иностранными языками также могут снижать конфликтность среди школьников.

Однако не все внеурочные занятия однозначно повышают удовлетворенность детей жизнью. Если они слишком напоминают обычные школьные уроки, то могут быть менее эффективны независимо от продолжительности. Это ставит под сомнение необходимость включать такие занятия в расписание каждого ученика, отмечает научный сотрудник Мария Новикова.
       
Насколько дети довольны жизнью, сильнее всего зависит от их пола и возраста. Девочки, например, меньше довольны школой, ее атмосферой и своим здоровьем, и в целом оценивают свое благополучие как более низкое.

Когда ученики становятся старше, им больше нравится в школе, они лучше ладят с одноклассниками и меньше ссорятся. Но в то же время у них может пропадать желание ходить в школу, даже если там все хорошо. «Это происходит потому, что у подростков появляются другие интересы и друзья вне школы. А еще их могут расстраивать и пугать предстоящие экзамены ОГЭ и ЕГЭ», — говорит Марина Угарова.

Социально-экономический статус семьи также влияет на благополучие ребенка, но только в одном аспекте — в его умении дружить с другими детьми. У детей из семей, в которых хотя бы у одного из родителей есть высшее образование, лучше развиты навыки общения: таким детям потом проще находить общий язык со сверстниками.

Кроме того, если ребенок живет только с мамой, ему обычно меньше нравится школа. А вот когда семья полная или ребенок живет только с папой, то почти все в школьной жизни кажется ему лучше.

Читать сборник>