• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вы просто не умеете их готовить

Как управленческие практики влияют на эффективность университетов

Вы просто не умеете их готовить

Существует тесная связь между управленческими практиками в университетах и уровнем их эффективности. Оптимальная стратегия различается по типам вуза: то, что полезно исследовательским, может не подойти учебно-ориентированным заведениям. Об этом заявляет международная команда ученых в статье, опубликованной в престижном журнале ITOR.
«Мы попытались заглянуть внутрь «черного ящика» университетского управления и понять, какие рычаги позволяют повысить отдачу от ресурсов», — говорит Дарья Платонова, старший научный сотрудник лаборатории «Развитие университетов».

Исследователи проанализировали данные по 217 российским университетам и выяснили, какие управленческие «ингредиенты» обеспечивают лучший результат. Оказалось, что для исследовательских вузов оптимальный «рецепт» — это большая автономия факультетов и инвестиции в административную поддержку. А вот учебно-ориентированным заведениям, напротив, стоит централизовать некоторые функции, например внешние коммуникации.

Примечательно, что важна не только структура управления, но и размер инвестиций в нее. Ученые выяснили, что связь между долей административных расходов и эффективностью вузов нелинейная. Нужна «золотая середина» инвестиций в управленческий аппарат, отклонения от которой в любую сторону снижают общую результативность. Как говорится, и недосол, и пересол одинаково вредны.

Исследование основано на наиболее современном методе условной эффективности (condition efficiency). Он не позволяет говорить о причинно-следственных связях, но дает наиболее точную возможность зафиксировать эмпирический факт. «Это не означает, что университет должен неукоснительно следовать этим рекомендациям, — уточняет Павел Серебренников, — однако для регулятора они могут быть полезны при распределении ресурсов и разработке стимулов для вузов».

Читать статью>