• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Думайте о ребенке хорошо,ваши мысли сбываются. Доказано: вера учителя в способностиученика влияет на его успехи.

Когда педагог ждет от школьника многого и дает ему шанс проявить себя, у такого ученика больше шансов добиться хороших результатов. Об этом диссертация Элен Юсуповой, которую она защитила в НИУ ВШЭ. «Если педагог верит, что ребенок способен на многое, то, скорее всего, так и будет. И наоборот — низкие ожидания учителя могут затормозить развитие ученика, даже если у него хороший потенциал», — заявляет исследователь.

Думайте о ребенке хорошо,ваши мысли сбываются. Доказано: вера учителя в способностиученика влияет на его успехи.

Диссертация опирается на данные эксперимента с участием более 5000 младших школьников. Детей протестировали и разделили на группы по уровню их учебных и «мягких» навыков. Учителям сообщили, в какую группу попал каждый ученик. Затем исследователи наблюдали, повлияла ли эта информация на отношение педагогов к детям и их ожидания от учеников.
Выяснилось, что информация о том, к каким группам относятся ученики по своим навыкам, не отражается на то, каких результатов учителя ожидают от них к концу года. Но она меняет характер общения педагогов с детьми. Особенно это заметно в отношении школьников, у которых хорошо развиты учебные навыки, но пока не очень получается ладить с другими детьми. 

Предполагается, что учителя проводят с такими учениками меньше времени, но по-другому с ними работают. Может быть, они больше стараются развить их коммуникативные навыки. Или дают им задания, которые нужно делать самостоятельно, учитывая особенности каждого ученика. Но это пока предположения, которые нужно проверить.

Интересно, что хорошие навыки коммуникации в глазах учителя могут «перекрыть» не очень высокие отметки. Если у ученика хорошо получается общаться, учитель может ждать от него лучших результатов в учебе, даже если пока оценки не очень высокие.

Однако ожидания учителей бывают необъективны, предупреждает Юсупова. Важно помочь педагогам осознать эти «слепые пятна», чтобы дать всем детям равные шансы на успех. Для этого нужно включать психологические знания в подготовку и повышение квалификации учителей, рекомендует кандидат наук.

Поздравляем Элен Юсупову с успешной защитой!