• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образование после шока: стресс пандемии поменял отношение школ к цифровизации

Образование после шока: стресс пандемии поменял отношение школ к цифровизации

Экстренный переход на дистанционное обучение во время пандемии стал беспрецедентным примером «шоковой инновации» и изменил консервативный взгляд школ на технологические новшества, заявляют эксперты из Лаборатории инноваций в образовании ВШЭ по результатам интервью с директорами и учителями российских школ.

Учителя осваивали новые технологии в авральном режиме, пропуская этапы формирования мнения и принятия решений. Если раньше цифровые инструменты внедрялись постепенно, то весной 2020-го их массово опробовали и консерваторы, и новаторы. «Поэтому сегодня мы можем ожидать от школ большей готовности к новым технологиям на основе искусственного интеллекта, чем, когда, например, внедрялись цифровые доски. С другой стороны, учитывая стрессовые условия, вероятно и отложенное сопротивление», — отмечает Диана Королева, ведущий эксперт лаборатории.

По словам Анастасии Андреевой, руководителя лаборатории, происходящее не вписывается в классическую модель «диффузии инноваций» Эверетта Роджерса, когда инновации постепенно распространяются от «новаторов» к «отстающим».  «Пандемия познакомила нас с новым типом шоковых инноваций, которые, вероятно, будут  все более характерны для образовательной сферы в турбулентном мире», — считает Андреева.

Пандемия ударила по образованию со страшной силой, но в то же время сблизила учителей, учеников и родителей. Все вместе учились пользоваться новыми технологиями и программами, чтобы продолжать учебу онлайн. Многие учителя, даже те, кто раньше боялся компьютеров, смогли перебороть свой страх.

Пусть ценой колоссального стресса и нагрузки, но все участники образовательного процесса получили бесценный опыт, который пригодился и после пандемии. Однако готова ли система образования к новым «шоковым» сценариям в условиях нарастающей неопределенности — вопрос, который еще предстоит осмыслить, подчеркивают исследователи.

Статья полностью>