• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Гаджеты, кружки и тяжелые портфели: или как проходит день у российских школьников

Обычный российский подросток много времени проводит в соцсетях и почти не выпускает из рук гаджеты, выяснили эксперты Лаборатории образовательного права ВШЭ в исследовании «Один день российского школьника». Почти половина учеников с утра, перед школой, заходит в соцсети, а каждый четвертый переписывается онлайн. На переменах они тоже больше залипают в телефонах, чем бегают и играют.

Гаджеты, кружки и тяжелые портфели: или как проходит день у российских школьников

«Утро у средних и старших школьников — это в первую очередь интернет и соцсети, а потом уже завтрак», — утверждают авторы доклада. Традиционные утренние ритуалы теряют популярность. Знаменитое «встал, умылся, позавтракал, сделал зарядку» уже не в моде. Меньше всего дети занимаются именно зарядкой.

На переменах, по словам учителей, дети мало двигаются, зато сидят в гаджетах. После уроков больше половины школьников идут домой, но на этом учеба не заканчивается. Многие отправляются на кружки, в спортивные секции или к репетиторам. Хотя у ребят остается время и на хобби — фильмы, музыку, книги.

Вечером надо делать уроки, в среднем по 2 часа 10 минут. Девочки тратят на домашку на четверть больше времени, чем мальчики. «Получается, у них меньше времени на отдых и увлечения», — отмечают авторы. Школьники гуляют 3-4 раза в неделю, хотя чем старше, тем реже выбираются на улицу.

Больше половины родителей жалуются на неподъемные ранцы, особенно в 5-9 классах. Дети вынуждены ежедневно таскать на себе этот груз. «Учебники в школе не оставишь, а планшеты вместо них пока редкость», — объясняют исследователи.

Эксперты уверены, что для повышения физической активности и общения школьников нужна «мода на движение». Но для этого мало запретить гаджеты — необходимо менять весь уклад школьной жизни. В масштабах страны ученые советуют хотя бы ограничить время, которое дети проводят перед экранами. А для некоторых групп школьников стоит разработать специальные программы для улучшения здоровья и успеваемости.

Исследование опубликовано в серии «Современная аналитика образования».

Читать выпуск>