• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Критическому мышлению придумали «рентген»: результаты проверки теста для младших школьников опубликовали в международном журнале

Ученые из Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ провели исследование эффективности компьютерного теста, который они разработали для оценки критического мышления у школьников 9-11 лет. Этот инновационный инструмент призван восполнить нехватку методик измерения данного ключевого навыка XXI века у детей. Результаты работы, подтверждающей валидность теста, опубликованы в авторитетном British Journal of Educational Psychology.

Критическому мышлению придумали «рентген»: результаты проверки теста для младших школьников опубликовали в международном журнале

«Большинство существующих тестов рассчитаны на старшеклассников и студентов, а не на младших школьников. Наша работа закрывает этот пробел» — объясняет Ирина Угланова.

Инновационная система в игровой форме предлагает детям решать увлекательные интерактивные задания, связанные с жизненными ситуациями. Например, в сценарии «Аквариум» нужно собрать информацию о том, как ухаживать за крабами, отсеять лишние данные и обустроить для питомцев подходящее жилище. Система автоматически отслеживает каждое действие ученика и моментально его оценивает, что исключает субъективность и экономит время учителя.

Анализ данных показал, что система позволяет установить уровень развития критического мышления и давать персональные рекомендации на основе того, как ребенок подходит к решению задачи. «Наш тест дает возможность учителям выявить сильные и слабые стороны в навыках критического мышления каждого ученика и использовать это в своей работе», — отмечает Грачева Дарья.

«Мы стремились создать увлекательную игровую среду, чтобы поддержать естественную мотивацию ребенка к исследованию и познанию. Валидность теста подтверждена на большой выборке учеников из разных регионов и школ. При этом он не требует специальных знаний», — добавляет Тарасова Ксения. Внедрение методики поможет учителям развивать навык критического мышления с начальных классов. Ведь он тесно связан с креативностью, работой в команде, общением и является залогом успешности в учебе, карьере и жизни.

Читать статью >