• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В ловушке долга перед родиной: молодежь в моногородах выбирает местные вузы скорее из чувства ответственности, чем из-за перспектив в родном краю

Молодые люди в небольших российских городах, которые зависят от одного крупного предприятия (моногородах), часто выбирают местные вузы и работу на градообразующем предприятии. Этот выбор они объясняют чувством долга перед родным городом и желанием стабильности. Однако многие испытывают внутренний конфликт между желанием уехать и необходимостью остаться.

В ловушке долга перед родиной: молодежь в моногородах выбирает местные вузы скорее из чувства ответственности, чем из-за перспектив в родном краю

Ксения Романенко проанализировала данные экспедиции лаборатории «Развитие университетов». На основе 70 интервью в пяти моногородах Свердловской области Романенко выявила восемь основных нарративов, которыми молодые люди объясняют свой образовательный выбор.

Многие студенты видят завод центром всей городской жизни и чувствуют ответственность за будущее города. Этот «нарратив предопределенности и долга» тесно связан с «нарративом продолжения династии». «Все родственники у меня работали на заводе: дедушки, бабушки, родители», — объясняет свой выбор респондент.

Некоторые видят преимущества в стабильной работе на крупном предприятии. «Трудоустройство практически стопроцентное». Это пример «нарратива надежности и заботы». Другие говорят об опасностях большого города и удобстве жизни в знакомой среде.

Однако многие молодые люди описывают свой город как «ловушку». Они жалуются на плохую экологию, скудный досуг и ограниченные перспективы. «Город вообще унылый. Видно, что развивается и развитие хорошее, но не для меня», — говорит один из студентов. Это иллюстрирует «нарратив ловушки и освобождения».

Исследование также выявило «нарратив инженерной гордости». Студенты часто считают техническое образование более ценным. «Техническое понимание мира всегда дает тебе понимание какого-то глобального смысла», — объясняет один из опрошенных.

Романенко отмечает парадокс: хотя у многих опрошенных родители имеют высшее образование, сами молодые люди часто рассуждают как представители рабочего класса. Это ставит вопрос о необходимости более глубокого изучения социальной структуры современного российского общества.