• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Уроки агентности, или как научить детей играть по своим правилам?

Чтобы добиться успеха в жизни, оказывается, мало просто иметь знания и умения. В нашем быстро меняющемся мире нужна еще одна способность. Ученые называют ее «агентностью». Но чем она отличается от обычной самостоятельности? И как развить оба эти важные качества? Этот вопрос эксперты обсудили на открытом семинаре.

«Самостоятельность — это когда человек может действовать сам, но в рамках правил. А агентность — это когда он осознанно выходит за эти рамки, хочет менять мир вокруг», — считает Мария Карроль (Добрякова). 

«Все немного сложнее. Простое воспроизводство одного и того же алгоритма действий — это то, к чему приучает школа, но реальный мир за ее стенами зачастую требует способности решать вопросы в условиях неопределенности, быть инициативным, — добавляет Павел Сорокин. — то есть агентный человек не просто играет по правилам, но, если этого требует ситуация, предлагает новые решения и подходы».
 
Как развивать в детях эту способность? Эксперты уверены — прежде всего нужна автономия. «Это базовая потребность каждого в свободе, — говорит Олеся Юрченко. — Она позволяет раскрыться внутренней мотивации ребенка». Следующая ступень — самостоятельность, когда ребенок уже может решать задачи без подсказок взрослых. И только после этого можно выйти на уровень агентности — способности менять привычный порядок вещей.

Секрет воспитания думающих и инициативных людей — в поддержке их внутренней свободы и самостоятельности. Задача родителей и учителей — не «ломать» ребенка, а помочь ему проявить себя в том, к чему у него есть склонность.

Чтобы создать в школе пространство для развития автономии, нужно дать детям больше возможностей выбирать и самовыражаться. «Подростки учатся лучше, когда их самостоятельность поддерживают», — отмечает Карроль (Добрякова). Многое зависит от деталей: можно разрешить ученикам обустроить класс по своему вкусу, выбирать темп и темы занятий.
 
Но важно не перегнуть палку, считает Катерина Поливанова: «Агентность — это не вседозволенность. Должны быть разумные границы и структура». Главное — дать детям возможность пробовать. Нужна среда, где можно проявлять инициативу и и не бояться ошибок. «Мы даем возможности. Что-то получается, что-то нет. Но если не давать их совсем, ничего и не вырастет», — подытоживает заслуженный профессор ВШЭ.

Практические советы от экспертов ВШЭ, как развивать в детях самостоятельность и агентность мы собрали в карточках.
Посмотреть запись >