Эксперты выделили три ключевых тренда в образовании в 2024 году
Первый тренд — активное внедрение искусственного интеллекта в образование. Сегодня ИИ применяется для персонализации обучения, автоматической проверки заданий и создания адаптивных учебных материалов. «Интерес к искусственному интеллекту в образовании растет, но система реагирует на изменения медленно», — отмечает Диана Королева. Эксперты подчеркивают острую нехватку специалистов, способных оценивать работы, созданные с помощью ИИ.
Второй тренд — развитие предпринимательского образования в школах. В Москве уже около 8000 старшеклассников проходят специализированную подготовку в этой области. «Это возможность для тех, кто видит себя в сфере управления и экономики», — поясняет Гульнара Кашембетова, куратор проекта «Предпринимательский класс». Цель такого образования — не только подготовить будущих бизнесменов, но и развить важные soft skills, полезные в любой карьере. Некоторые ученики уже во время обучения открывают свой бизнес.
Третий тренд — сближение контекстов обучения с реальной жизнью. Алексей Обухов привел пример: «В деревне Правые Кумаки Забайкальского края школа за 30 лет превратилась в настоящую лабораторию-музей. Там нет обычных классов, а есть множество систематизированных артефактов для изучения». Обухов сравнивает этот подход с «золотым веком краеведения» 1920-х годов, когда образование строилось на основе изучения местной специфики.
Однако внедрение этих инновационных подходов сталкивается с серьезными препятствиями. Массовая практика сопротивляется изменениям, воспринимая их как риск, подчеркивают эксперты. Кроме того, неравномерное распределение ресурсов между школами может усугубить проблему неравного доступа к качественному образованию.
Эксперты сходятся во мнении, что важно найти баланс между инновациями и сохранением лучших образовательных традиций. «Чрезвычайно важно понимать прошлое и иметь большую идею, двигающую в будущее», — резюмировал Алексей Обухов, цитируя Анатолия Пинского, памяти которого был посвящен семинар.
Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией
Обухов Алексей Сергеевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт