• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Ковид в помощь: университеты выстраивают многоуровневую систему психологической помощи, опираясь на опыт пандемии

Российские вузы активно развивают систему психологической помощи студентам в ответ на растущую потребность в mental health поддержке. Университеты создают многоуровневую структуру, в которую входят не только профессиональные психологи, но и специально обученные студенты-волонтеры. Елена Горбунова и Ирина Крылова исследовали опыт 15 вузов и выявили, как пандемия COVID-19 ускорила внедрение инновационных подходов в работу психологических служб.

Ковид в помощь: университеты выстраивают многоуровневую систему психологической помощи, опираясь на опыт пандемии

Во время пандемии, когда около половины студентов столкнулись с серьезными проблемами психического здоровья, службы быстро перешли на онлайн-работу, открыли горячие линии и начали проводить массовые онлайн-занятия. Многие из этих практик сохранились и после отмены ограничений.

Трендом становится создание peer-to-peer систем — развитие «допсихологической» поддержки, когда студенты помогают друг другу. В ряде вузов появились волонтерские организации, где ребята учатся оказывать базовую психологическую помощь. Одновременно университеты обучают преподавателей основам психологической грамотности.

Несмотря на прогресс, психологические службы вузов сталкиваются с рядом проблем. Им не хватает финансирования, сложно наладить работу с психиатрическими клиниками, а также приходится искать баланс между требованиями руководства вуза и профессиональной этикой психологов.

«Особенно трудно решать вопросы, связанные с психиатрической помощью. У нас нет механизма, чтобы направить студента к психиатру, а в некоторых случаях это действительно необходимо», — поделился один из респондентов.

Исследование показало, что психологические службы вузов становятся центрами, формирующими культуру психологической поддержки в университетах. Эксперты считают, что для их дальнейшего развития необходимо закрепить статус служб в законах, разработать стандарты работы и методы оценки эффективности.

Читать статью >