• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

А Сократ был против: древнегреческий театр оказался образовательным пространством для горожан

Древнегреческий театр был не просто развлечением, а настоящей школой для горожан. Исследование Виктории Пичугиной показывает, что драматурги выступали в полном смысле наставниками, а зрители — учениками, которые таким образом извлекали уроки из военных конфликтов, расширяли знания по географии и культуре, узнавали о новых веяниях в литературе и искусстве.

@AI

@AI

Однако не все разделяли восторг от педагогического потенциала театра. Сократ в изображении Платона скептически относился к массовому приобщению к мудрости через постановки. «Это яркое и понятное «красноречие для народа»», — иронизировал философ, который ревностно относился к тому, что выберут потенциальные «абитуриенты» — обучение у него или театр.

В сочинениях Аристотеля театр мог быть местом мудрых наставников. Признавая его ценность, он подчеркивал, что не все драматурги являются такими наставниками. Философ выделил четыре вида трагедий, где герои познавали себя через страдание, изменение характера, узнавание истины или чудесные события.

Эти способы наставления воплощались в конкретных сюжетах трагедий и комедий. В трагедиях Эдип познавал себя через страдание, а Орест учился принимать трудные решения, балансируя между долгом и моралью. В свою очередь, Аристофан в комедиях остро критиковал политиков и общественные пороки, заставляя зрителей задуматься о насущных проблемах города.

Влияние театра на Афины было впечатляющим. Представления собирали от 14 до 17 тысяч зрителей, создавая эффект «города в городе». Учитывая число граждан Афин, фраза «весь город в театре» могла употребляться не только в переносном, но и в прямом значении. Театр становился местом, где город осмыслял себя через постановки.

Читать статью >