Школа, которая гуляет сама по себе: исследователи проверили эффект внеклассного обучения
Исследователи опросили более 50 участников выездных школ — от директоров до родителей. Все группы отмечают положительное влияние таких выездов. «Три недели выездной школы сравнимы с годом добротного изучения предмета в обычной школе», — отмечает один из директоров.
«Выездная школа — это маленькая жизнь, где человек может проявить себя необычно, с другой стороны», — так описывают этот опыт руководители программ. Неформальная обстановка позволяет наладить более теплые отношения между учениками разных возрастов и учителями. «Все время ходили и общались с учителем русского языка. Мы знали, что интересный человек, но не было возможности поговорить в Москве», — делится впечатлениями один из учеников.
Родители младших подростков отмечают в первую очередь социальные эффекты выездов, в то время как для родителей старшеклассников на первый план выходят образовательные результаты. Это связано с приближающимся переходом в вузы и необходимостью углубленной подготовки. Многие подчеркивают, что дети возвращаются с таких выездов более самостоятельными и уверенными в себе.
Несмотря на очевидные плюсы, организация выездных школ сопряжена с определенными сложностями. Руководители отмечают высокое эмоциональное напряжение и необходимость тщательного планирования. Однако результаты, как правило, превосходят ожидания. «Список победителей и призеров олимпиад коррелирует с участием в выездной школе», — отмечает один из директоров.
Выездные школы можно сравнить с катализатором образовательного процесса, считают эксперты. Они ускоряют усвоение знаний, формирование навыков и личностный рост. По мнению исследователей, погружение в новую среду обостряет восприимчивость и стимулирует познавательную активность.
Директора школ видят в выездных мероприятиях мощный инструмент для интенсивного обучения и развития soft skills. Возможно, именно такой формат станет одним из ключевых трендов образования будущего.
Читать статью >
Обухов Алексей Сергеевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт