Онлайн-курсы, ориентированные на людей старшего возраста, — перспективная ниша?
Евгения Шмелева приводит данные о готовности пожилых людей к обучению: «Только 5% людей старше 65 лет готовы повышать квалификацию для увеличения доходов семьи, и лишь 8% — получить образование по новой специальности».
Онлайн-образование рассматривается как один из перспективных секторов «серебряной экономики». Анастасия Капуза отмечает: «Многие люди старше 60 уже привыкли пользоваться интернетом. Онлайн-курсы могут заменить телепередачи, но важный вопрос — их стоимость и доступность».
Однако цифровой разрыв все еще существует. По информации ВЦИОМ, более трети россиян старше 60 лет не имеют смартфона. Исследование НИУ ВШЭ выявило, что около половины людей старше 65 лет не пользуются интернетом.
Несмотря на эти вызовы, эксперты видят перспективные направления для образовательных программ:
1. Повышение цифровой и финансовой грамотности
2. Досуговые практики, способствующие социализации
3. Обучение как профилактика ментальных заболеваний
4. Развитие навыков для волонтерской деятельности
«Образовательные программы, направленные на борьбу с деменцией и другими возрастными заболеваниями, могут стать особенно востребованными, — отмечает Шмелева. — Их можно проводить совместно с медцентрами, исследуя влияние обучения на здоровье пожилых людей».
Капуза также подчеркивает социальную роль обучения: «Она может оказаться особенно важной для учащихся старше 60 лет. Многие в этом возрасте чувствуют себя одиноко и ищут в обучении прежде всего общение и новое сообщество».
Капуза Анастасия Васильевна
Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании: Научный сотрудник
Шмелева Евгения Дмитриевна
Центр социологии высшего образования: Научный сотрудник