Не ушли от советской модели: неравенство в доступе к дополнительному образованию детей в России сохраняется, несмотря на широкий охват
По данным мониторинга экономики образования за 2021 год, 76,2% школьников посещают дополнительные занятия. Однако за этой впечатляющей цифрой скрывается растущий разрыв между богатыми и бедными. Выходцы из малообеспеченных семей, где мать не имеет высшего образования, в два раза реже получают дополнительное образование по сравнению с более обеспеченными сверстниками.
«Ситуация напоминает айсберг. На поверхности мы видим государственную систему с широким охватом, но под водой скрывается растущий частный сектор и постепенная коммерциализация государственных услуг», — отмечает Сергей Косарецкий.
Официально частные организации составляют лишь 2,6% от всех провайдеров дополнительного образования. Однако эксперты полагают, что реальная доля частного сектора значительно выше из-за несовершенства системы сбора данных и работы части организаций без лицензий.
Частные компании заполняют ниши, плохо охваченные госсектором. Они предлагают востребованные программы по программированию, робототехнике, иностранным языкам и раннему развитию. В отличие от государственных, частные организации ориентируются на короткие курсы с быстрыми видимыми результатами.
Дополнительное образование сегодня доступно многим, но его качество очень разное. Эксперты видят в этом отголоски советского прошлого: тогда хорошее образование зависело от статуса родителей, а теперь — от их кошелька. Эта разница в возможностях детей становится все заметнее.
Исследователи подчеркивают необходимость дальнейшего изучения долгосрочных последствий этих тенденций, особенно влияния разницы в качестве дополнительного образования на будущие образовательные и карьерные траектории детей из разных социальных групп.
Читать статью >
Иванов Иван Юрьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Научный сотрудник
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра