Кто собою управляет, тот пятерки получает: чем лучше у ребенка развиты навыки саморегуляции, тем выше его оценки по математике и чтению
Ученые опросили более 1700 младших школьников и их родителей из Нижегородской области. Оказалось, что у ребят с развитой саморегуляцией оценки по математике и чтению выше. Эта связь даже сильнее, чем влияние социально-экономического положения семьи.
Дети не рождаются с умением все делать самостоятельно. Сначала им помогают развивать этот навык родители, учителя и одноклассники. Только со временем они начинают применять его сами. Это как учиться кататься на велосипеде: сперва взрослые поддерживают и подсказывают, а потом ребенок обретает уверенность и едет без посторонней помощи.
Любопытно, что отдельные компоненты саморегуляции по-разному влияют на успехи в разных предметах. Так, для результатов по чтению в первом классе важнее умение организовать свое рабочее пространство, а для математики — освоение учебных стратегий. Это значит, что развивать саморегуляцию нужно с учетом возраста ребенка и специфики дисциплин.
Именно поэтому роль родителей и учителей в становлении детской саморегуляции так велика. Они помогают ребятам ставить цели, выбирать эффективные стратегии, разбираться в своих сильных и слабых сторонах. Такая поддержка особенно важна в начальной школе, а в более старшем возрасте необходимость в ней постепенно отпадает.
Однако, как отмечает Диана Ахмеджанова, многие школы пока уделяют недостаточно внимания развитию у детей навыков саморегуляции. В результате основная нагрузка ложится на плечи родителей. Но исследователь уверена: чтобы вырастить по-настоящему самостоятельных и успешных в учебе детей, усилия семьи и школы должны быть совместными и взаимодополняющими.
Ахмеджанова Диана Рафаильевна
Центр исследований современного детства: Научный сотрудник