• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Кто собою управляет, тот пятерки получает: чем лучше у ребенка развиты навыки саморегуляции, тем выше его оценки по математике и чтению

Умение ставить цели, выбирать способы учебы, следить за своими успехами и справляться с эмоциями — все это называется саморегуляцией. И чем лучше она развита у ребенка, тем успешнее он учится в школе. Об этом пишет Диана Ахмеджанова в журнале «Вопросы образования» на основании результатов российских и зарубежных исследований.

Кто собою управляет, тот пятерки получает: чем лучше у ребенка развиты навыки саморегуляции, тем выше его оценки по математике и чтению

© AI

Ученые опросили более 1700 младших школьников и их родителей из Нижегородской области. Оказалось, что у ребят с развитой саморегуляцией оценки по математике и чтению выше. Эта связь даже сильнее, чем влияние социально-экономического положения семьи.

Дети не рождаются с умением все делать самостоятельно. Сначала им помогают развивать этот навык родители, учителя и одноклассники. Только со временем они начинают применять его сами. Это как учиться кататься на велосипеде: сперва взрослые поддерживают и подсказывают, а потом ребенок обретает уверенность и едет без посторонней помощи.

Любопытно, что отдельные компоненты саморегуляции по-разному влияют на успехи в разных предметах. Так, для результатов по чтению в первом классе важнее умение организовать свое рабочее пространство, а для математики — освоение учебных стратегий. Это значит, что развивать саморегуляцию нужно с учетом возраста ребенка и специфики дисциплин.

Именно поэтому роль родителей и учителей в становлении детской саморегуляции так велика. Они помогают ребятам ставить цели, выбирать эффективные стратегии, разбираться в своих сильных и слабых сторонах. Такая поддержка особенно важна в начальной школе, а в более старшем возрасте необходимость в ней постепенно отпадает.

Однако, как отмечает Диана Ахмеджанова, многие школы пока уделяют недостаточно внимания развитию у детей навыков саморегуляции. В результате основная нагрузка ложится на плечи родителей. Но исследователь уверена: чтобы вырастить по-настоящему самостоятельных и успешных в учебе детей, усилия семьи и школы должны быть совместными и взаимодополняющими.

Читать статью >