• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Заветам Ленина больше неверны: за 30 лет после распада СССР доступность внешкольного образования снизилась почти вдвое

Некогда массовые и бесплатные кружки и секции стали роскошью для многих детей в постсоветских странах. Диссертация Ивана Иванова раскрывает изменения во внешкольном образовании за последние три десятилетия. Сегодня на 44% меньше детей посещают дополнительные занятия по сравнению с 1989 годом. Это особенно заметно в сельской местности.

Заветам Ленина больше неверны: за 30 лет после распада СССР доступность внешкольного образования снизилась почти вдвое

© из личного архива Иванова И.

Исследование выявило три ключевых тренда, которые сформировали современный ландшафт внешкольного образования в постсоветских странах.

Во-первых, произошло «ошколивание»: кружки теперь чаще работают при обычных школах, а не в специализированных центрах.

Во-вторых, наблюдается приватизация: многие занятия стали платными, возник частный сектор, а сеть специализированных организаций сократилась.

В-третьих, усилилась урбанизация: в городах появилось больше программ, тогда как в селах их выбор значительно сократился.

Эти три тенденции создают новую карту возможностей. Теперь доступ к занятиям определяется доходами семьи и местом проживания. «Мы наблюдаем своего рода отказ от «универсальности» доступности внешкольных занятий. Государства больше не могут обеспечивать всеобщий охват, как это было в советское время», — отмечает Иванов.

Советский «базовый пакет» ограничивал выбор, но гарантировал доступ для всех. Сейчас возможности ребенка зависят от доходов родителей, а в селах — еще и от наличия школы, которая предоставляет дополнительные образовательные услуги.

Однако есть и позитивные изменения. Внешкольное образование стало более гибким, появились новые направления и растет инклюзивность. Как подчеркивает Иванов, системы начинают учитывать запросы семей и ориентироваться на мировые тренды. «Такая трансформация отражает более широкие изменения в постсоветских обществах — переход от государственного патернализма к рыночным механизмам», — заключает эксперт.

Исследование охватило 15 постсоветских стран и стало первым комплексным анализом изменений во внешкольном образовании за последние 30 лет.

Поздравляем Ивана с успешной защитой и желаем ему новых успехов в науке!