• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Зона рискованного образования: Иван Карлов о настоящем и будущем генеративного ИИ в образовании

Публикуем выдержки из колонки в РБК Ивана Карлова — руководителя Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ.

Зона рискованного образования: Иван Карлов о настоящем и будущем генеративного ИИ в образовании

© из личного архива

«Самый простой вариант реакции — запрет на использовании ГИИ, но он же и абсолютно бессмысленный. Надо помнить, что задача любого образовательного учреждения — будь то школа или вуз — это подготовка к жизни в реальном мире, к выходу на рынок труда. И цель образовательного учреждения — тем более если речь идет о вузе — подготовить того, кто будет обладать умениями, востребованными и полезными в настоящей жизни. Если навыки работы с нейросетями нужны, чтобы быть эффективным и конкурентоспособным на рынке труда специалистом, то и нам нужно перестраивать учебный процесс в соответствии с этим запросом.

Например, наш университет официально разрешил студентам использовать для подготовки своих письменных работ генеративной искусственный интеллект с требованием обязательного указания, в какой части, для каких задач и как такой инструментарий был использован. Благодаря такому подходу студент не будет тратить время на написание текста, но зато будет обладать необходимыми навыками для того, чтобы быстро и правильно составить запрос к ГИИ-модели, получит навыки редактирования и верификации ответов нейросети — это другие компетенции, но сейчас не менее важные.

Понятно, что педагогам придется перестраивать свою работу, изучать новые методики, но это неизбежно. Я некоторое время назад провел эксперимент и выполнил с помощью нейросети задания, которые даю студентам. По 3 из 7 работ я получил такие ответы, за которые поставил бы высокую оценку, а значит, такие задания больше использовать нельзя. Придется больше внимания уделять живому общению, применять другие формы контроля. Например, вместо линейного текста делать некие ментальные карты, которые покажут понимание взаимосвязей между понятиями, уровень систематизации знаний и т.д. Если времени на беседу с каждым учеником нет, то есть варианты групповой работы».

Читать колонку >