• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Садик раздора: в чем расходятся взгляды родителей и воспитателей на благополучие детей

Взгляды родителей и воспитателей на благополучие детей в садике могут сильно отличаться. Эти различия, на первый взгляд незаметные, влияют на качество дошкольного образования и развитие малышей. Об этом говорили на открытом семинаре, где обсуждали новое исследование Центра исследований современного детства.

Садик раздора: в чем расходятся взгляды родителей и воспитателей на благополучие детей

© AI
Анастасия Нисская рассказала о ключевых выводах этой работы. В главном родители и педагоги согласны. Они считают основой благополучия детей стабильный режим, физический и психологический комфорт и безопасность в детском саду. Но есть и важные различия. Родители больше ценят умение педагога найти подход к каждому ребенку. А воспитатели придают особое значение хорошему контакту с семьями.

«Современные родители хотят, чтобы ребенку было хорошо в саду, — говорит Нисская. — Они готовы менять образовательную организацию, в том числе и на частную, даже если это сопряжено с необходимостью больше работать. При этом родители терпимо относятся к отсутствию места для них самих в саду (как физического, так и в образовательном процессе). Воспитателям бы хотелось поддержки от родителей в роли помощников».

Исследования показывают: часто родители и педагоги как будто говорят на разных языках. Родителям сложно понять педагогические термины, а привычные способы общения кажутся устаревшими. Многие даже рады, что их не пытаются глубже вовлечь в садовскую жизнь.

При этом родители говорят о «своих» воспитателях много хорошего — даже эпизоды, где педагог был «не на высоте» родители описывают с пониманием, сочувствуя трудной работе и большой нагрузке.

Ольга Шиян из МГПУ предложила интересный взгляд на детские сады. Она выделяет три типа: «вредные», «нормальные» и «полезные».

«Вредные сады — это те, где есть риск негативного влияния на ребенка. Например, где преобладает авторитарный стиль общения или не соблюдаются базовые потребности детей», — поясняет Шиян.

«Нормальные» — не вредят, но и особенной пользы не приносят. Там обеспечен уход и присмотр, но развивающая среда минимальна.
«А вот «полезные» сады активно способствуют развитию детей. Там создают условия для игры, творчества, учат общаться и решать задачи», — говорит эксперт.

По мнению Ольги Шиян, проблема в том, что родители часто видят только два варианта— сад либо плохой, либо нормальный. «Им бывает сложно заметить разницу между просто нормальным садом и тем, который действительно помогает ребенку развиваться, — объясняет она. — А ведь это очень важно для выбора дошкольного учреждения».

Участники семинара пришли к выводу: хороший детский сад — это не только дисциплина и порядок. Детям нужно место, где они могут свободно играть, проявлять себя, где их слышат и понимают.

Чтобы улучшить работу садов, важно не только налаживать общение с родителями, но и пересматривать само понимание качественного дошкольного образования. Ведь «нормально» не всегда означает достаточно хорошо для развития ребенка, говорят эксперты.

Посмотреть запись семинара полностью здесь YouTube  | RuTube