Критическому мышлению задали курс: или как научить взрослых работать с информацией за восемь недель
Однако эксперты из Лаборатории проектирования содержания образования ВШЭ убедительно доказали обратное. В сотрудничестве с «Яндекс.Практикумом» они создали курс, который развивает умение взрослых критически мыслить всего за восемь недель. Результаты тестирования курса опубликовали «Вопросы образования».
Обучение построено по принципу «учиться, делая». Вместо привычных лекций студенты с первого дня решают реальные задачи. Они разбирают данные об экологических проблемах, анализируют разные источники информации, учатся отделять достоверные факты от манипуляций и строить логичные выводы.
«Мы учим людей задавать правильные вопросы и находить решения самостоятельно, — объясняет Тарас Пащенко, руководитель лаборатории. — Важно не просто узнать, что говорят данные, а понять, как и зачем они были собраны». Преподаватели курса не дают готовых ответов, а направляют студентов, помогая развивать собственный взгляд ну ту или иную проблему.
Обучение включает как индивидуальные задания, так и работу в группах. Студенты обсуждают задачи, делятся мнениями, спорят и ищут общие решения, развивая аналитические способности и навыки командной работы.
Чтобы оценить эффективность курса, совместно с экспертами Центра измерений в психологии и образовании ВШЭ разработали специальный тест. Он основан на методе evidence-centered design, который позволяет точно измерить сложные навыки, такие как анализ информации и построение аргументов.
Тестирование проводили дважды: в начале курса и после его завершения. Это позволило увидеть, как изменились навыки участников за время обучения. По итогам курса способность аргументировать улучшилась на 17%, логическое мышление усилилось на 10%, а умение анализировать данные выросло на 12%.
Пащенко Тарас Валерьевич
Лаборатория проектирования содержания образования: Заведующий лабораторией