В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Конференцию открыл ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.
Он напомнил, что в эти дни в Казани проходит саммит БРИКС и что на конференции также присутствуют иностранные коллеги. «Люди по всему миру обмениваются взглядами, опытом, а главное — доказательными смыслами развития высшего образования», — отметил ректор НИУ ВШЭ. Высшее образование выступает инструментом формирования благополучия, устойчивости, независимости государства, и результаты работы университетов не являются краткосрочными. Поэтому необходимо формировать длинные циклы оценки эффективности, не ограниченные периодом обучения студента в вузе. Он также предложил вернуться к идее создания межгосударственной обсерватории высшего образования или образования в целом.
Ректор НИУ ВШЭ призвал к объединению усилий ученых, исследующих высшее образование в странах БРИКС, «ради лучшего будущего наших государств».
Участников конференции приветствовала заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова — выпускница магистратуры Института образования НИУ ВШЭ.
«Приятно видеть, что с каждым годом, несмотря на сложности, конференция собирает все большее количество исследователей, спикеров, дискуссантов и вырабатывает решения, которые потом используются Правительством Российской Федерации. Очень важно, что Высшая школа экономики с момента ее создания всегда была на передовой научных исследований», — сказала заместитель министра.
По ее оценке, участие иностранных специалистов в конференции будет способствовать построению многополярного мира и правильной оценке происходящего.
Проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская, также окончившая магистратуру Вышки, назвала конференцию «диалогом старых друзей»: ее участники знают друг друга, есть те, кто в течение пятнадцати лет встречается на этой площадке. При этом конференция интересна молодым исследователям высшего образования. Елена Одоевская призвала их «использовать площадку по максимуму и не бояться задавать вопросы».
Проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов обратил внимание, что участники конференции осмысляют систему высшего образования, находясь внутри этой системы. По его оценке, на конференции ставятся сложные вопросы, а названия представленных докладов детализированные и точные. «Рассчитываю, что ее результаты дадут пищу для размышлений на ближайший год», — добавил Дмитрий Земцов.
Представляя программу конференции, директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев подчеркнул, что из порядка 200 заявок было выбрано лишь 88 — те, где заявленные тезисы опираются на данные, на результаты исследований. «Конференция задумывалась как инструмент продвижения доказательной культуры обсуждений в сфере образования, и, мне кажется, эту важную миссию мы выполнили», — считает директор института.
Он также сообщил, что конференция проектировалась как возможность «выстроить мост» между образовательным сообществом и исследователями, способствовать тому, чтобы исследования приносили пользу государству. Еще одна задача состоит в том, чтобы выращивать молодежь, поэтому «конференция сделана коллегами — студентами, аспирантами, стажерами Института образования — от начала до конца».
Первая пленарная дискуссия была посвящена теме «Двойной вызов: семья и карьера со студенческой скамьи». Как отметил модератор дискуссии, директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ Иван Груздев, исследователей высшего образования привлекают феномены, которые врываются в повестку, и хотя в России не первый год изучают студенческие семьи, в центре внимания этот феномен оказался именно сейчас. Дискуссия была организована в характерном для Института образования ключе — с участием не только исследователей, но и представителей власти.
Ольга Петрова отметила, что за годы обучения в вузе необходимо привить студентам ощущение, что семья нужна, важна и без нее сложно существовать. Для администрации вузов студенческие семьи становятся особой категорией, требующей дополнительной поддержки и сопровождения. Как показал недавний мониторинг Минобрнауки России, сейчас в стране 22 тыс. студенческих семей, 5 тыс. — с детьми. По данным ВЦИОМ, 50% студентов (было опрошено 100 тыс.) называют создание крепкой семьи главной задачей, а 44% считают, что дети — это смысл жизни.
Депутат Госдумы Ольга Коробова считает, что понятие «студенческая семья» должно быть закреплено законодательно (соответствующий законопроект на днях был внесен), и именно студенческие семьи должны получать особые меры поддержки, в том числе финансовые. Ведь у этой категории семей есть особые потребности, у них отсутствует доход, возникают сложности с жильем, а одновременно они должны получить качественное образование.
Заместитель директора Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Тамара Ростовская рассказала, что студенческим семьям будет уделено особое внимание в новом нацпроекте «Семья», профессор УрФУ Анна Багирова представила результаты исследования стратегий совмещения студенчества и родительства. Доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ, отец троих детей Иван Павлюткин подчеркнул, что семья — это вызов прежде всего для селективных университетов, а ведущий аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Сергей Старцев и стажер-исследователь Института образования НИУ ВШЭ Елена Тарасова рассказали о результатах своего исследования студенческих семей в Республике Саха (Якутия).
Следующим мероприятием первого дня конференции стал круглый стол «Психологическое благополучие в вузах: как измерять и что делать?», после чего началась работа секций. Вечером перед участниками конференции выступит ключевой спикер — доцент Института образования Университета Цинхуа Фей Гуо, тема его доклада — «Психологический академический капитал, вовлеченность и образовательные результаты студентов».
XV Международная конференция исследователей высшего образования, включающая 23 тематические сессии и 88 докладов, продлится три дня. 24 октября будут рассмотрены глобальные инициативы университетов стран БРИКС, карьерные траектории преподавателей и взаимодействие с бизнесом. 25 октября участники сфокусируются на взаимодействии университетов с бизнесом, использовании ИИ-технологий в образовании, в том числе в подготовке современных инженеров.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!