«Да простит меня ректор»: отечественной магистратуре подобрали «нарративы»
Впрочем, как показали интервью с администраторами 21 университета, ситуация сложнее и неоднороднее. «Есть программы, которые очень глубоко связаны с работодателями», — делится опытом один из проректоров. «В IT-сфере работодатель уже понял, как готовить магистранта под себя», — подтверждает другой.
Но чаще магистратура становится способом решения внутренних задач вуза. «Пока все руководители у нас номинальные... да простит меня ректор», — с иронией отмечает один из проректоров. А качество набора часто уходит на второй план: «В основном берем всех, особенно из стран СНГ».
Обещанная всеми индивидуализация обучения тоже реализуется неравномерно. «На бумаге есть, а по факту — нет», — честно признает один из руководителей. Хотя есть и позитивные примеры: «Мы забрали управление с кафедр... заложили индивидуальные траектории».
Как отмечает Дарья Щеглова: https://www.hse.ru/org/persons/306101117/#sci, соавтор исследования, «администраторы занимают позицию исполнителей приказов вышестоящих руководителей, работая на соответствие целевым показателям: сохранить кадры, обеспечить нагрузку, закрыть цифры приема».
Эксперты называют это «туннельным зрением» — термин, введенный Бертоном Кларком. Вузы оказались в замкнутом круге: не могут качественно развиваться без ресурсов и автономии, но не получают их, пока не покажут результат. Разорвать этот круг — одна из главных задач развития магистерского образования в России, считает Щеглова.
Щеглова Дарья Владимировна
Институт образования: Научный сотрудник