Сначала крабы, а потом гекконы: почему для оценки универсальных навыков нужны разные сценарии
В работе она использовала «4К-тест» — инструмент для оценки универсальных навыков младших школьников в формате интерактивных сценариев. Команда обнаружила интересную закономерность: то, как дети решают задачи, зависит не только от их умения мыслить. Если история их заинтересовала, они лучше анализируют информацию и делают выводы.
«Чтобы понять, действительно ли у детей растут навыки критического мышления, нужно проверить их дважды, — объясняет Грачева. — Тут возникает сложность: если дать тот же самый тест второй раз, мы просто увидим, как хорошо дети его запомнили. Поэтому мы используем разные сценарии. Например, сначала ребенок решает задачу про крабов, а потом ту же задачу, но в другой интерпретации, например, про гекконов».
Главным в этом подходе было сделать разные версии одинаково сложными. Только тогда можно быть уверенными: если результаты изменились, значит, действительно вырос уровень критического мышления ребенка, а не просто одна тема оказалась ему ближе другой.
Теперь «4К-тест» помогает учителям в школах. С его помощью они могут точно увидеть, как у детей развиваются важные навыки — умение анализировать информацию, рассуждать и делать выводы, независимо от темы задания.
Поздравляем Дарью со степенью кандидата наук и желаем успехов в науке!
Грачева Дарья Александровна
Лаборатория измерения новых конструктов и дизайна тестов: Младший научный сотрудник