Кто заплатит за демонстрации?
Почему это дороже, «за чей счет банкет» и какие изменения могут происходить в системе среднего профессионального образования дальше – рассказали заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина и аналитик Центра финансово-экономических решений в образовании Иван Кравченко. Минпрос предложил экспертам Инобра разработать новые подходы к финансовому обеспечению СПО – именно с точки зрения стоимости нового экзамена. Результаты этой работы были представлены на конгресс-выставке «Глобальное образование».
При чем тут WorldSkills?
Появление «топ-50 профессий», рост интереса абитуриентов к среднему образованию (даже к его платному сегменту) и, в конечном счете, изменение госстандарта Ирина Абанкина связывает с успехом России в движении WorldSkills. «Мы стартовали с последних мест, а пять лет спустя – множество медалей на ЧМ в Казани, сильные команды почти во всех регионах, усиление роли практиков в системе СПО».
На этом фоне министерство просвещения разработало новую систему экзаменов. В основу легла методика организации и проведения демонстрационного экзамена WorldSkills.
.
Почему это дорого?
Это дороже традиционных экзаменов, потому что требует больше оборудования и расходных материалов. Если площадкой экзамена становится реальное производство, то это должно быть оплачено. Кроме того, демонстрационный экзамен принимают независимые эксперты – не педагоги колледжей. В зависимости от специальности, в экзаменационные команды входит разное число специалистов с высокой квалификацией – за эту работу им также придется платить.
«Да, подсчитана и экономия от отмены традиционного экзамена, но она невелика, – признает Ирина Абанкина. – Сейчас экспертами проводится поиск возможностей по сокращению издержек по проведению итоговой аттестации выпускников профобразования». По ее мнению, цена экзамена для национальной экономики покроется тем, что через него пройдут специалисты, гораздо более, чем прежде, востребованные рынком труда. Экзамен создаст возможности для успешной карьеры, и при этом не закроет перспективы получения высшего образования после того, как выпускники уже начнут делать вклад в развитие региональных экономик.
Кто за это заплатит?
Эксперты изучили опыт добровольной сдачи демонстрационного экзамена в прошлом учебном году. Колледжи оплатили его из собственных средств. В некоторых регионах власти покрыли их расходы различными субсидиями. В некоторых – колледжам не компенсировали ничего. Понятно, что при такой схеме обязательным экзамен быть не может. Эксперты Инобра предложили Минпросу – что можно сделать.
Учредители колледжей, как правило, региональные власти, «заставить» их нельзя. Но есть схема, к которой склоняется министерство. Оно будет выдавать регионам гранты на обновление материально-технической базы колледжей в рамках проекта «Молодые профессионалы».
Туда может быть вписан пункт о том, что грант выдается под обязательство региона внедрить некоторые элементы новых подходов, например, расчет демонстрационного экзамена, а также – сделать систему так называемых «ведущих колледжей».
Система «ведущих колледжей» предложена по аналогии с подобной практикой в высшем образовании. Этот статус можно получить в том случае, если выпускники из топ-50 специальностей хорошо сдали демонстрационный экзамен и востребованы на рынке труда. Получив статус ведущего, колледж сможет рассчитывать на повышенное финансирование. Регион получит легитимные основания для того, чтобы поддерживать лучших.
Что будет дальше?
У экспертов уже есть предложение – каким может быть следующий шаг реформы СПО.
Нужно изменить законодательство, чтобы активнее включить бизнес, производство в подготовку выпускников. Сегодня сетевое взаимодействие возможно только между образовательными организациями. Это серьезное ограничение.
Нужно, чтобы и другие организации могли стать активными партнерами колледжей, центрами присвоения квалификаций, центрами опережающей подготовки, могли предоставлять свои площадки для практики.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
В перспективе можно дать больше полномочий и самим студентам – чтобы они могли выбирать форму аттестации, виды сертификатов.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Кравченко Иван Александрович
Аналитик Центра финансово-экономических решений в образовании
Кравченко Иван Александрович
Аналитик Центра финансово-экономических решений в образовании