• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Наши школьники учатся для мамы, для директора, для Путина, но не для себя»

На одну и ту же пандемию школьники разных стран отреагировали по-разному. Такой вывод позволяет сделать «Школьный барометр», масштабное исследование, которое проводилось в четырех странах – России, Швейцарии, Германии и Австрии. Отличия в причинах стресса учеников позволили сравнить системы образования с новой точки зрения. Один из выводов, прозвучавших на вторничном семинаре Инобра – в российской школе надо развивать самостоятельность детей и подростков. Пока на фоне Европы она хромает.

«Наши школьники учатся для мамы, для директора, для Путина, но не для себя»

«Барометр» представлял собой комплекс анкет, которые заполняли ученики, родители, педагоги и управленцы образования разных уровней. Его разработали в Университете Цуга, начали опрос в самом начале пандемии – 13 марта. Россия подключилась в апреле и за несколько недель опередила Европу – у нас анкеты, адаптированные Инобром, заполнили 70 тысяч человек, в том числе почти 22 тысячи учеников. На семинаре обсуждали результаты исследования мнений школьников.

Первое наблюдение, которое мы сделали: одна группа учеников по-прежнему вставала утром и садилась за уроки, другая считала, что это каникулы, и была группа, особенно большая в Германии, которая занималась только компьютерными играми. Мы поняли, что все эти группы нуждаются в разной поддержке.

Стефан Жерард Хьюбер
Профессор, руководитель Института менеджмента и экономики образования, Педагогический университет, Цуг, Швейцария

Исследователи сравнили факторы стресса, неудач и достижений – то, что школьники разных стран называли в своих анкетах. Чаще всего ученики жаловались на то, что не умеют себя организовать и им не хватает родительской поддержки, а вот технические трудности не сыграли такой большой роли.

Ученики из России чаще говорят, что учились на дистанте больше, чем во время учебы в школе. Но реже отмечают тот факт, что их родители хорошо справлялись со своими обязанностями в этой ситуации.

Кристоф Хельм
Профессор, Педагогический университет, Цуг, Швейцария

Швейцарские эксперты обратили внимание, что отсутствие навыков самоорганизации больше заметно в русскоязычной группе респондентов (выделились также немецкоязычная и франкоязычная). Подробнее на этом остановился Анатолий Каспржак. По его словам, из результатов исследования можно сделать вывод: российские школьники «чаще считают, что находятся в состоянии стресса по причине не сформированных навыков саморегуляции». Косвенно это подтверждает и анкетирование родителей.

Заметно, что европейские дети чаще берут ответственность за сложности на себя, а российские передают родителям и учителям. Экспертное предположение: наша школа патерналистская, где учитель все определяет за ученика.

Каспржак Анатолий Георгиевич
Профессор, Научный руководитель магистерской программы «Управление образованием», Институт образования НИУ ВШЭ

Народный учитель России Ефим Рачевский поделился наблюдениями – как прошел локдаун в его школе, на что жаловались дети и родители. По его мнению, сами по себе онлайн или офлайн не играют такой роли, как самостоятельность и осознанность в учебе. Это подтверждает и собственное исследование, которое провели в школе «Царицыно»: с проблемами на дистанте, в основном, столкнулись те, кто и в офлайне учился неважно.

«Барометр» показывает, что немногие школьники рассматривают образование как инвестицию в самого себя. Они учатся для директора, для родителей, для Путина, для Меркель, но не для себя. С пандемией они попали в ловушку, где надо было продемонстрировать, как они понимают образование.

Ефим Рачевский
Директор школы № 548 «Царицыно»

Исследования будут продолжаться – как минимум, данные, собранные в прошлом году, ждет более глубокий вторичный анализ. На семинаре звучали предложения четче разделить респондентов на возрастные группы, возможно – и на регионы, потому что и в России, и в европейских странах выборка была неравномерной.

Напрашивается еще один вопрос для всех в анкете: что это для них значило – изменение мира, и какая система образования в изменившемся мире может быть правильной и наиболее перспективной.

Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник


Полную видеозапись семинара можно посмотреть здесь.