«Наши школьники учатся для мамы, для директора, для Путина, но не для себя»
«Барометр» представлял собой комплекс анкет, которые заполняли ученики, родители, педагоги и управленцы образования разных уровней. Его разработали в Университете Цуга, начали опрос в самом начале пандемии – 13 марта. Россия подключилась в апреле и за несколько недель опередила Европу – у нас анкеты, адаптированные Инобром, заполнили 70 тысяч человек, в том числе почти 22 тысячи учеников. На семинаре обсуждали результаты исследования мнений школьников.
Первое наблюдение, которое мы сделали: одна группа учеников по-прежнему вставала утром и садилась за уроки, другая считала, что это каникулы, и была группа, особенно большая в Германии, которая занималась только компьютерными играми. Мы поняли, что все эти группы нуждаются в разной поддержке.
Исследователи сравнили факторы стресса, неудач и достижений – то, что школьники разных стран называли в своих анкетах. Чаще всего ученики жаловались на то, что не умеют себя организовать и им не хватает родительской поддержки, а вот технические трудности не сыграли такой большой роли.
Ученики из России чаще говорят, что учились на дистанте больше, чем во время учебы в школе. Но реже отмечают тот факт, что их родители хорошо справлялись со своими обязанностями в этой ситуации.
Кристоф Хельм
Профессор, Педагогический университет, Цуг, Швейцария
Швейцарские эксперты обратили внимание, что отсутствие навыков самоорганизации больше заметно в русскоязычной группе респондентов (выделились также немецкоязычная и франкоязычная). Подробнее на этом остановился Анатолий Каспржак. По его словам, из результатов исследования можно сделать вывод: российские школьники «чаще считают, что находятся в состоянии стресса по причине не сформированных навыков саморегуляции». Косвенно это подтверждает и анкетирование родителей.
Заметно, что европейские дети чаще берут ответственность за сложности на себя, а российские передают родителям и учителям. Экспертное предположение: наша школа патерналистская, где учитель все определяет за ученика.
Каспржак Анатолий Георгиевич
Профессор, Научный руководитель магистерской программы «Управление образованием», Институт образования НИУ ВШЭ
Народный учитель России Ефим Рачевский поделился наблюдениями – как прошел локдаун в его школе, на что жаловались дети и родители. По его мнению, сами по себе онлайн или офлайн не играют такой роли, как самостоятельность и осознанность в учебе. Это подтверждает и собственное исследование, которое провели в школе «Царицыно»: с проблемами на дистанте, в основном, столкнулись те, кто и в офлайне учился неважно.
«Барометр» показывает, что немногие школьники рассматривают образование как инвестицию в самого себя. Они учатся для директора, для родителей, для Путина, для Меркель, но не для себя. С пандемией они попали в ловушку, где надо было продемонстрировать, как они понимают образование.
Ефим Рачевский
Директор школы № 548 «Царицыно»
Исследования будут продолжаться – как минимум, данные, собранные в прошлом году, ждет более глубокий вторичный анализ. На семинаре звучали предложения четче разделить респондентов на возрастные группы, возможно – и на регионы, потому что и в России, и в европейских странах выборка была неравномерной.
Напрашивается еще один вопрос для всех в анкете: что это для них значило – изменение мира, и какая система образования в изменившемся мире может быть правильной и наиболее перспективной.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник
Полную видеозапись семинара можно посмотреть здесь.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Департамент образовательных программ: Профессор
Каспржак Анатолий Георгиевич
Департамент образовательных программ: Профессор
Рачевский Ефим Лазаревич
Департамент образовательных программ: Доцент
Стефан Жерард Хьюбер
Профессор, руководитель Института менеджмента и экономики образования, Педагогический университет, Цуг, Швейцария