• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Бремя лекций: большинство преподавателей вузов мечтают больше заниматься научной работой вместо бесконечных лекций и семинаров

Преподаватели университетов хотят больше влиять на планирование своего рабочего времени: две трети из них мечтают меньше времени проводить в аудиториях и больше заниматься наукой. Это показывают результаты исследований «Ландшафт российской магистратуры» и «Профессиональные стратегии преподавателей высшей школы в современной России», которые охватили 3500 человек из 25 региональных вузов.

Бремя лекций: большинство преподавателей вузов мечтают больше заниматься научной работой вместо бесконечных лекций и семинаров

© AI

«Люди хотят сами решать, как распределять время между исследованиями, преподаванием и административной работой. Но система пока не готова им такую свободу дать», – комментирует Дарья Щеглова результаты.


Особенно остро проблема заметна в ведущих вузах. В национальных исследовательских университетах около 63% преподавателей хотели бы посвящать научной работе 40-70% своего времени, но реальность такова, что на исследовательскую работу у них остается меньше трети рабочего дня – все съедает учебная нагрузка.

Каждый третий опрошенный жалуется, что реальная работа не соответствует условиям контракта. Вместе с тем уходить из своего вуза преподаватели не торопятся – семь из десяти планируют остаться работать в родном регионе. Только если предложат зарплату в два раза больше или повышение по службе, они готовы задуматься о переезде.

В вузах наблюдается и серьезный возрастной дисбаланс. Большинству преподавателей уже за 65, а молодежь до 35 лет составляет наиболее малочисленную группу. «Молодых специалистов отпугивают не только низкие зарплаты. До 40% времени у них уходит на заполнение бумажек вместо реальной работы», – обращает внимание Щеглова.

За последнее десятилетие количество преподавателей в российских вузах сократилось на треть, хотя студентов становится все больше. Эксперты предупреждают: если не дать преподавателям больше свободы в выборе между наукой и преподаванием, если не создать условия для привлечения молодых кадров, это может заметно повлиять на качество высшего образования.​​​​​​​​​​​​​​​​

Читать статью