Нужно учиться играть без правил: вузы дают знания, но не учат справляться с неопределенностью
Ученые НИУ ВШЭ Юлия Корешникова и Павел Сорокин предложили новую концепцию обучения, которая помогает студентам находить нестандартные решения и уверенно действовать в любых условиях. Результаты их исследования опубликованы в журнале «Вопросы образования».
Авторы проанализировали три подхода к обучению — бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм — и выявили их общий недостаток: они не готовят к деятельности в ситуациях, где нет готового ответа.
«Система образования до сих пор строится на строгих правилах и иерархии. Но мир давно изменился», — объясняет Павел Сорокин.
Ученые предложили подход, который назвали неоконструктивизмом. Его идея заключается в обучении через задачи, которые требуют самостоятельного анализа и поиска решений, не предполагая единственно правильного ответа.
«Такой метод лучше соответствует современным вызовам и помогает развивать гибкость мышления», — добавляет Юлия Корешникова.
В этом подходе преподаватель предлагает интересные ситуации, которые заставляют задуматься, искать нестандартные подходы и самому разбираться в условиях. Здесь важны не только знания, но и самостоятельность, мотивация и умение справляться с трудностями. Такой метод делает обучение ближе к реальной жизни, где редко бывает один правильный ответ.
Некоторые элементы неоконструктивизма уже применяются, например, в гибком обучении и вероятностной педагогике. Такие методы помогают студентам принимать решения самостоятельно.
«Сегодня, как никогда, мало просто передавать знания. Нужно учить создавать новое», — подчеркивают авторы.
Исследование поддержано грантом Министерства науки и высшего образования.
Читать статью
Корешникова Юлия Николаевна
Институт образования: Старший научный сотрудник
Сорокин Павел Сергеевич
Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования: Заведующий лабораторией