• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Университеты поделились на троих: одни ушли в науку, другие — в производство, а третьи до сих пор в поисках

Серьезные различия в качестве и направлении работы российских университетов возникли после реформ 2000-х годов. Одни вузы превратились в научные центры, другие стали опорой промышленности, а третьи до сих пор ищут свое место в образовании. Это показало масштабное исследование лаборатории «Развитие университетов», которое охватило 485 государственных вузов за восемь лет.​​​​​​​​​​​​​​​​

Университеты поделились на троих: одни ушли в науку, другие — в производство, а третьи до сих пор в поисках

© AI

«Мы наблюдаем четкое разделение: одни вузы делают ставку на науку и международное признание, другие — на подготовку специалистов для конкретных отраслей», — отмечают авторы исследования Анна Панова и Виктория Слепых. 

В научной работе элитные университеты далеко впереди — они публикуют в среднем 95 статей в международных журналах в течение пяти лет в расчете на 100 ППС. Отраслевые вузы выдают всего 14 публикаций, зато их выпускники быстрее находят работу. Исследовательские университеты привлекают лучших абитуриентов и их выпускники получают самые высокие зарплаты, но при этом дольше ищут работу, чем специалисты из отраслевых вузов. 


Особенно заметны различия в целевом наборе. В отраслевых вузах 8,7% студентов учатся по направлению от будущих работодателей, в медицинских — 28%. В классических университетах эта цифра едва достигает 3,7%.


Между этими полюсами оказались федеральные и опорные университеты. Несмотря на хорошие связи с промышленностью и сильных абитуриентов, их выпускники не показывают выдающихся результатов ни в науке, ни в трудоустройстве.


По мнению исследователей, отраслевым вузам стоит усилить научную работу, а федеральным — наладить более эффективное взаимодействие с работодателями. Классическим университетам предстоит определиться со своей ролью в системе высшего образования — пока они не преуспевают ни в одном из направлений.


Читать статью