• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Не тому учат: студенты получают меньше половины навыков, нужных работодателям

Лишь пять из двенадцати ключевых «мягких» навыков, необходимых для успешной работы, развивают в российских вузах. К такому выводу пришли исследователи из ВШЭ и компании «Форматта». Они проанализировали 18 моделей компетенций, которые используют крупные компании по всему миру. Оказалось, программы университетов слабо соотносятся с реальными запросами работодателей.

Не тому учат: студенты получают меньше половины навыков, нужных работодателям

© AI

Особенно плохо обстоят дела с креативностью, стрессоустойчивостью и умением действовать в условиях неопределенности. Эти качества сейчас крайне востребованы, но в университетах их практически не развивают. 

«Компании хотят видеть людей, которые умеют находить оригинальные решения, работать в команде и эффективно общаться. А именно этого выпускникам чаще всего не хватает», — говорит Егор Сагитов

Студенты тоже видят проблему. Каждый пятый из 36 тысяч опрошенных считает, что гибкие навыки важнее профессиональных знаний. Но университеты почти не дают возможностей для их развития. В результате выпускники не могут устроиться на работу, а работодатели — найти подходящих сотрудников.

Ко всему прочему, вузы и компании по-разному понимают универсальные навыки. Они используют одни и те же слова, но вкладывают в них разный смысл. 

«Образование и бизнес как будто говорят об одном, но на деле их ожидания расходятся», — отмечает Сагитов.

Исследователи считают, что подготовка студентов к работе должна учитывать реальные запросы работодателей. Нужно учить не только решать задачи, но и справляться с переменами, быстро осваивать новые навыки и находить решения в нестандартных ситуациях, что делает образование более пригодным для будущей карьеры.

Читать статью