От кошмара к пониманию: как формирующая обратная связь меняет образование
«Если спросить учеников, что они чувствуют при слове «оценка», чаще всего звучат: «страх», «тревога», «кошмар», — рассказала Марина Холманская на семинаре по формирующему оцениванию. — А для учителей это просто способ зафиксировать результат».
Формирующее оценивание помогает не подводить итог, а развивать. Оно строится на цикле: сбор информации, анализ по понятным критериям и — главное — использование этих данных для движения вперед. Именно этот последний шаг часто выпадает, и тогда вместо поддержки ученик получает сухую констатацию ошибок.
«Если информация не используется, это уже не формирующее оценивание», — поясняет эксперт.
Причем до трети неудачной обратной связи может не просто не помочь, а навредить. Пример эффективного подхода — Новая Зеландия: уже 15 лет там отказались от отметок и полностью перешли на формирующее оценивание. Страна стабильно входит в топ-10 рейтинга PISA.
«Репетиторы, которые дают результат, не ставят оценок. Они находят пробелы и помогают с ними справиться», — добавляет Холманская.
Качественная обратная связь всегда индивидуальна.
«Когда ошибок много, исправлять все сразу — путь к демотивации. Лучше сфокусироваться на ключевом», — подчеркивает эксперт.
Холманская Марина Владимировна
Лаборатория проектирования содержания образования: Младший научный сотрудник