• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

От кошмара к пониманию: как формирующая обратная связь меняет образование

В российских школах до 90% обратной связи сводится к простому «правильно» или «неправильно». Хотя именно качественная обратная связь — один из самых действенных инструментов в обучении. Но проблема в том, что ученики и учителя по-разному воспринимают саму идею оценивания.

От кошмара к пониманию: как формирующая обратная связь меняет образование

© AI

«Если спросить учеников, что они чувствуют при слове «оценка», чаще всего звучат: «страх», «тревога», «кошмар», — рассказала Марина Холманская на семинаре по формирующему оцениванию. — А для учителей это просто способ зафиксировать результат».

Формирующее оценивание помогает не подводить итог, а развивать. Оно строится на цикле: сбор информации, анализ по понятным критериям и — главное — использование этих данных для движения вперед. Именно этот последний шаг часто выпадает, и тогда вместо поддержки ученик получает сухую констатацию ошибок.

«Если информация не используется, это уже не формирующее оценивание», — поясняет эксперт.

Причем до трети неудачной обратной связи может не просто не помочь, а навредить. Пример эффективного подхода — Новая Зеландия: уже 15 лет там отказались от отметок и полностью перешли на формирующее оценивание. Страна стабильно входит в топ-10 рейтинга PISA.

«Репетиторы, которые дают результат, не ставят оценок. Они находят пробелы и помогают с ними справиться», — добавляет Холманская.

Качественная обратная связь всегда индивидуальна. 

«Когда ошибок много, исправлять все сразу — путь к демотивации. Лучше сфокусироваться на ключевом», — подчеркивает эксперт.

Холманская анонсировала запуск курса по оцениванию и пригласила педагогов к сотрудничеству, посмотреть запись семинара вы можете здесь: ВК видео / RuTube / YouTube