• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Нейросети разделили студентов на пользователей и потребителей: сильные экономят с помощью ИИ время на творчество, слабые просто копируют ответы

Искусственный интеллект стал по-настоящему массовым в вузах. Его использовали в учебе уже 87% российских студентов, то есть подавляющее большинство.

Нейросети разделили студентов на пользователей и потребителей: сильные экономят с помощью ИИ время на творчество, слабые просто копируют ответы

© AI

Это показало исследование, выполненное под руководством Ярослава Кузьминова . Треть опрошенных не просто пользуются ИИ, но и понимают, как он работает, и пробуют все новые функции и сервисы. Этот достаточно высокий показатель говорит о технической грамотности российской молодежи. Но главное — в исследовании впервые удалось выявить разницу в использовании ИИ разными типами студентов и связанные с этим риски.

«Главным открытием стала прямая связь между академическими результатами и использованием ИИ. Студенты с высокими оценками воспринимают технологию как экономию времени — освобождаются от рутины ради творческих задач. Студенты с низкими оценками просто списывают решения, никак не развивая тем самым свои способности», — говорит Ярослав Кузьминов.

Это создает разную степень зависимости и риска. Те, кто (как им кажется) «отучился думать», чувствуют всё большую психологическую зависимость от ИИ и боятся, что уже не смогут без него обходиться.

«Физики» и «лирики» также используют ИИ по-разному. Технари лучше знакомы с искусственным интеллектом, но — парадокс — не склонны верифицировать результаты. Гуманитарии же тщательнее перепроверяют ответы и исправляют ошибки.

В перспективе это может вести к разному уровню критического мышления для представителей разных профессий. Еще один любопытный вывод — разное отношение среди бюджетных и коммерческих студентов. Бюджетники меньше экспериментируют с ИИ и тщательнее перепроверяют результат — они осторожны, больше боятся «нарушить правила» вуза. Коммерческие студенты смелее и активнее.

Авторы статьи заключают, что ИИ «сам по себе не стал панацеей в образовании» и не уменьшает неравенство. Сильные студенты используют его, чтобы учиться еще лучше, а слабые рискуют ухудшить свои навыки и будущие позиции на рынке труда. Так, один из пунктов исследования гласит, что около 60% респондентов тратят сэкономленное ИИ время на развлечения и отдых, а около 40% — на выполнение более сложных и творческих задач. Об итогах таких различий мы знаем по басне «Стрекоза и муравей».

Статья открывает специальный выпуск журнала «Высшее образование в России», который полностью посвящен ИИ.