Нейросети разделили студентов на пользователей и потребителей: сильные экономят с помощью ИИ время на творчество, слабые просто копируют ответы

Это показало исследование, выполненное под руководством Ярослава Кузьминова . Треть опрошенных не просто пользуются ИИ, но и понимают, как он работает, и пробуют все новые функции и сервисы. Этот достаточно высокий показатель говорит о технической грамотности российской молодежи. Но главное — в исследовании впервые удалось выявить разницу в использовании ИИ разными типами студентов и связанные с этим риски.
«Главным открытием стала прямая связь между академическими результатами и использованием ИИ. Студенты с высокими оценками воспринимают технологию как экономию времени — освобождаются от рутины ради творческих задач. Студенты с низкими оценками просто списывают решения, никак не развивая тем самым свои способности», — говорит Ярослав Кузьминов.
Это создает разную степень зависимости и риска. Те, кто (как им кажется) «отучился думать», чувствуют всё большую психологическую зависимость от ИИ и боятся, что уже не смогут без него обходиться.
«Физики» и «лирики» также используют ИИ по-разному. Технари лучше знакомы с искусственным интеллектом, но — парадокс — не склонны верифицировать результаты. Гуманитарии же тщательнее перепроверяют ответы и исправляют ошибки.
В перспективе это может вести к разному уровню критического мышления для представителей разных профессий. Еще один любопытный вывод — разное отношение среди бюджетных и коммерческих студентов. Бюджетники меньше экспериментируют с ИИ и тщательнее перепроверяют результат — они осторожны, больше боятся «нарушить правила» вуза. Коммерческие студенты смелее и активнее.
Авторы статьи заключают, что ИИ «сам по себе не стал панацеей в образовании» и не уменьшает неравенство. Сильные студенты используют его, чтобы учиться еще лучше, а слабые рискуют ухудшить свои навыки и будущие позиции на рынке труда. Так, один из пунктов исследования гласит, что около 60% респондентов тратят сэкономленное ИИ время на развлечения и отдых, а около 40% — на выполнение более сложных и творческих задач. Об итогах таких различий мы знаем по басне «Стрекоза и муравей».
Статья открывает специальный выпуск журнала «Высшее образование в России», который полностью посвящен ИИ.
Кузьминов Ярослав Иванович
Институт образования: Научный руководитель направления