• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В малых российских вузах сохранились практики школьного контроля

Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырёх малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу.

В малых российских вузах сохранились практики школьного контроля

© Sincerely

Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте.


«Здесь одновременно сохраняются доверительные, эмоционально теплые отношения между студентами и преподавателями и элементы строгого надзора, включая контроль поведения и привлечение родителей. Такая модель может обеспечивать сплоченность и стабильность университетского сообщества, но при этом закрепляет зависимость студентов и продлевает для них школьный опыт», — отмечает эксперт Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования Ксения Романенко.


В последние десятилетия университеты все чаще рассматривают не только как место, где дают знания и готовят специалистов, но и как пространство эмоциональной поддержки. В ряде стран этот сдвиг называют «терапевтическим поворотом»: помимо академических задач, университет начинает заботиться о психологическом состоянии студентов. Однако в ряде случаев подобная забота сопровождается навязчивым вниманием и ограничением самостоятельности студентов.
Малые неселективные университеты в России, особенно в регионах, почти не изучены в этом контексте. Эти университеты зачастую выросли из бывших педагогических институтов и помогают решать образовательные задачи целых регионов. Под неселективными вузами исследователи понимают те, где средний балл ЕГЭ при поступлении ниже 70. В университетах, включенных в исследование, он варьируется от 60,28 до 66,8.


Исследование проводилось в 2022–2024 годах в четырех государственных университетах в Республике Алтай, Алтайском крае, Камчатском крае и Ивановской области. В каждом из них обучается от 799 до 2334 студентов очной формы, а соотношение студентов и преподавателей колеблется от 10:1 до 16:1, что ниже, чем в крупных университетах.


«Мы показали, что в небольших неселективных университетах забота о студентах — это одновременно и поддержка, и контроль. Эти формы не противоречат друг другу, а создают устойчивую систему отношений, которая во многом держит университетское сообщество вместе», — резюмирует стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Акунеева.


Сами студенты в интервью сравнивают университет с семьей, а преподавателей — с родителями или вторыми мамами. Это укрепляет доверие, но и закрепляет модель, при которой студенты не полностью переходят к самостоятельности, а продолжают жить в системе контроля, похожей на школьную.

Исследование опубликовано  в British Journal of Sociology of Education. 

Подробнее