Не всегда говори «Да»: на уроках преобладает бесполезная обратная связь от учителей
«Да, правильно», «Садись, пять» (или «Неправильно» и «Два») — вот та обратная связь, которую чаще всего дают учителя на уроке. Она связана только с конкретным заданием, поэтому пользы немного. Если поменять подход, то эффект будет гораздо большим. Такой вывод сделала Марина Холманская в своей диссертации, только что защищенной в Инобре.

© из личного архива
У обратной связи учителя на ответы ученика большой потенциал. Доказано, что она эффективнее других педагогических методов. Но пока российские педагоги скорее интуитивно подходят к своей реакции на ответы. Как призналась одна из участниц исследования: «Нет, честно говоря, не задумывалась об этом... Ориентируюсь на живой диалог с детьми».
«Анализ более 3 тысяч эпизодов на уроках показал, что в 76% случаев обратная связь ситуативная, то есть относится только к конкретному заданию. Почти 40% реплик на уроке сводится к подтверждению правильности ответов. Лишь в 6% случаев зафиксирована переносимая обратная связь, которая и дает образовательный эффект», — рассказывает Марина Холманская.
Школьники, которые получают качественный отклик от учителя, чаще проявляют инициативу — задают вопросы, просят помощи, высказывают свое мнение и ищут дополнительные источники информации. То есть, правильные реплики педагога развивает самостоятельность.
«Мы опросили более 350 учеников, в том числе невербально — через рисунки, и увидели, что они очень внимательно и даже обостренно воспринимают любые формы реакции учителя. Даже если это просто оценки, и даже если это чужие оценки: «Несправедливо, ему поставили пять, а мне четыре!», — говорит Марина Холманская.
Автор связывает эти дефициты школы с тем, что качественная обратная связь пока не входит в профстандарт педагога и редко включается в программы подготовки. Марина уже разработала дисциплину «Оценивание и обратная связь» для магистратуры Инобра. Желаем успеха и поздравляем с защитой диссертации на «отлично».
Подробнее
Дата
24 сентября
Рубрики
В статье упомянуты
Персоны
Холманская Марина Владимировна
Лаборатория проектирования содержания образования: Младший научный сотрудник