• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Ничего не понятно, но очень интересно: студенты уверены, что умеют пользоваться ИИ — но это иллюзия

Нейросети так прочно вошли в нашу жизнь, что студенты уже не представляют, как без них учиться. Но — вот парадокс, который выявило исследование Центра психометрики и измерений в образовании: ИИ пользуются, не понимая, как он устроен, и мало кто осознает, что этому надо учиться.

Ничего не понятно, но очень интересно: студенты уверены, что умеют пользоваться ИИ — но это иллюзия

Исследование показало, что многие научились только самому примитивному промтингу — формулированию простейших запросов к ИИ. Этому помогло массовое распространение курсов по общению с нейросетями. Но промтинг без более глубоких знаний о нем не развивает профессионализм . Интересно, что не выявлено большой разницы между технарями и гуманитариями: хоть они и используют ИИ по-разному, но уровень критического осмысления результата одинаково низкий. 

«Это общая проблема подходов к ИИ-грамотности: исследований множество, а единого понимания базовых компетенций работы с нейросетями нет. Чаще всего методики опираются на субъективные самоотчеты, это искажает реальную картину. Если, например, методы оценки цифровых компетенций строятся на объективных измерениях, то в области ИИ — на том, как человек сам оценивает свою грамотность», — отмечает Алина Иванова

Методологическое решение команды — переход от опросников к практическим заданиям. Исследователи дополнили традиционную анкету перформанс-тестом: участникам предлагалось составить запрос к ИИ, а затем оценивалась связь между установками и качеством выполненного задания.
«Цель не просто спросить: «Можете ли вы использовать ИИ?», — подчёркивает Ксения Тарасова. — Мы дали студентам возможность это показать. Такой подход позволяет преодолеть ключевое ограничение прежних исследований, которые фиксировали только слова, но не действия».

Система высшего образования пока мало помогает разобраться в новой ИИ-реальности. Это косвенно подтверждается и тем, что в результатах исследования почти не видна разница между бакалаврами и магистрантами: два года в магистратуре не особо влияют на уровень понимания основ ИИ. 

Также исследование показало, что реальные навыки промптинга студентов почти не зависят ни от интереса к ИИ, ни от веры в его светлое будущее. Гораздо важнее оказался банальный опыт использования, что лишь подтверждает правило — осознанному взаимодействию с ИИ нужно учиться специально.

Этот разрыв между использованием и пониманием становится еще заметнее, если посмотреть на отношение студентов к технологии. Чем больше они пользуются ИИ, тем сильнее растет их интерес, создавая замкнутый круг поверхностного взаимодействия. И здесь ключевую роль играет осознание рисков: оно слабо, но ощутимо охлаждает весь этот энтузиазм, намекая на зарождение здорового скептицизма у тех, кто задумывается о последствиях ИИ в нашей жизни.