Состоялась презентация программы "Глобальное образование", магистерских программ и аспирантуры Института образования
Программы представили менеджер "Глобального образования" Ксения Иваненко, руководители программ Инобра Екатерина Орел и Петр Сафронов. О приоритетах аспирантской школы Инобра рассказал директор Департамента образовательных программ Александр Сидоркин.
Мероприятие, состоявшееся 18 мая, собрало заинтересованную аудиторию не только в конференц-зале Института, большое число участников присоединилось к презентации в режиме онлайн.
Присутствующие были активны, спектр вопросов, на которые они хотели узнать ответы из первых рук, был довольно широк. Наибольшее количество вопросов касались следующих тем:
- квоты по программе "Глобальное образование";
- сроки предоставления грантов;
- направления обучения, которые финансирует программа Глобальное образование;
- возможно ли поступление на магистерские программы Института образования, если степень бакалавра получена совершенно по другим направлениям;
- как происходит обучение в аспирантуре на профессиональном и академическом треках.
У слушателей было также немало вопросов относительно магистерских программ и аспирантуры Института образования, которые они смогли задать непосредственно Екатерине, Петру и Александру после окончания презентации программ. При этом участники получили возможность обсудить возможные темы исследования, узнать о шансах на поступление в 2015 году и т.д.
Хотелось бы отдельно остановиться на теме приоритетов аспирантской школы Инобра.
Для набора в аспирантуру в этом году Институту выделено 20 бюджетных очных мест. Обучение будет производиться по двум трекам:
- академическому: трудоустройство в один из научных центров Института образования на полставки стажера-исследователя (30 тыс. руб.), стипендия от академической аспирантуры (30 тыс. руб.), оплачиваемая зарубежная стажировка, языковой сертификат;
- профессиональному: очная аспирантура с сохранением основной работы, связанной с образованием.
Аспиранты принимаются в центры Института образования по следующим приоритетным направлениям (также возможна и инициативная тематика):
1. Группа «Исследования современного детства» (руководитель группы К.Н. Поливанова):
- Социализация детей и подростков внутри и вне системы образования
- Оценка качества социокультурной среды микрорайонов как обеспечивающей полноценную социализацию детей и подростков
- Разработка рекомендаций по социально-образовательному развитию территорий г. Москвы
- Изучение типичных родительских трудностей, моделей родительства и разработка программ для родителей
2. Центр социально-экономического развития школы (директор центра С.Г. Косарецкий):
- Школа как фактор формирования траектории резильентности либо потери шансов на успех
- Влияние учителя на образовательные достижения учеников: ожидания, профессиональные ценности, преподавание
- Эффективное преподавание и профессиональное развитие: условия и стратегии
- Дополнительное образование детей и внеурочная деятельность как факторы развития человеческого капитала
- Региональная образовательная политика
- Изучение межрегиональной дифференциации в сфере образования
- Изучение образовательных систем субъектов РФ
- Трансформация школьного образования в постсоветских странах
3. Международная лаборатория анализа образовательной политики (научный руководитель М. Карной):
- Кто выбирает начальное/среднее профессиональное образование после 9 или 10 класса?
- Каковы планы на будущее учащихся учреждений среднего и начального профессионального образования в сравнении с учащимися общеобразовательной школы?
- Динамика взаимодействия родителей и школы
- Как связаны практики общения родителей и детей с когнитивными и некогнитивными навыками ребенка?
- Связь результатов ЕГЭ с результатами тестов международных обследований качества образования
- Динамика отношения учащихся к школе, вовлеченности в учебный процесс и оценки школьного климата
4. Центр изучения инноваций в образовании (руководитель центра А.М. Сидоркин):
- История инноваций в образовании
- Анализ больших данных
- Изучение инновационных процессов в образовании
5. Центр педагогического образования (вновь формируемый, руководитель А.Г. Каспржак):
- Изучение эффективности директоров школ в российском и сравнительном контекстах
- Программы подготовки директоров школ
6. Центр культурсоциологии и антропологии образования (директор центра Д.Ю. Куракин):
- Методологические проблемы лонгитюдных исследований в образовании
- Использование лонгитюдных исследований и данных в исследованиях образования: традиции и перспективы
- Культурно-ориентированные исследования в образовании
- Качественные методы в анализе жизненных траекторий, совмещение качественных и количественных стратегий
- Объективные и субъективные факторы формирования образовательной траектории
- Формирование образовательно-профессиональных притязаний и интересов
- Влияние образования на профессиональную траекторию
7. Центр развития лидерства в образовании ( руководитель А.Г. Каспржак):
- Изучение эффективности директоров школ в российском и сравнительном контекстах
- Программы подготовки директоров школ
8. Проектно-учебная лаборатория "Развитие университетов" (заведующий лабораторией Д.С. Семёнов):
- Региональные и национальные системы высшего образования
- Сравнительный анализ институциональной динамики
- Трансформации образовательных систем в постсоветских странах
- Отраслевой принцип организации образовательных систем
- Образовательная миграция
- Высшее образование в глобальных городах
9. Группа "Проектирование обучения и развитие компетенций" (научный руководитель группы А.И. Подольский, руководитель группы О.А. Подольский):
- Проектирование образовательных моделей, программ обучения;
- Разработка инструментов оценки образовательных результатов и компетенций;
- Исследование эффективности современных образовательных технологий;
- Разработка и реализация моделей оценки результатов профессионального обучения, ключевых компетенций и некогнитивных (социально-личностных, межличностных) навыков;
- Проведение анализа и экспертизы результатов международного исследования компетенций взрослого населения;
- Разработки модели развития грамотности в рамках непрерывного образования
10. Группа «Современная школа» (руководитель группы В.Р. Лозинг):
- Влияние современной образовательной инфраструктуры школы на становление и развитие обучающихся
- Территориальные образовательные комплексы: сравнительный анализ региональных практик укрупнения образовательных организаций
- Результативность и эффективность школ рекордного образования
- Система профильного обучения в условиях интеграции общего, дополнительного и профессионального образования
11. Центр социологии высшего образования (руководитель центра И.С. Чириков):
- Вовлеченность и опыт студентов
- Образовательные и карьерные траектории студентов
- Отчисления студентов из вузов
- Институциональные исследования в университетах
- Опыт студентов в рамках систем онлайн-обучения (MOOCs)
- Организационные трансформации университетов
- Эффекты социальных сетей и взаимодействия в процессе обучения
- Методология онлайн-исследований в сфере образования
- Методология проведения сравнительных исследований в сфере высшего образования
- Учебная мотивация студентов вузов
По всем вопросам обращайтесь, пожалуйста, к заместителю директора Департамента образовательных программ Дерзковой Надежде Петровне:
E-mail: nderzkova@hse.ru,
тел.: +7 (495) 772 95 90*22-714.